Красивый город – это совокупность пространств, и ключевым из них является улица
Улицы — это не просто дорога плюс тротуар, а особое пространство, которое имеет выраженные вертикальные границы в виде фасадов зданий, считает генеральный директор «Эльтаун девелопмент» Андрей Курбацких.
Конкуренция среди городов ужесточается. Среди урбанистов есть разные точки зрения как добиться красоты и комфорта территорий. Своей экспертизой на лекции в Екатеринбурге ,организованной архитектурным бюро LH47, поделился генеральный директор «Эльтаун девелопмент» Андрей Курбацких. «Эксперт-Урал» приводит ключевые тезисы.
— По нашему мнению, сейчас в мире и в России в части концепции строительства городов разворачивается глубокий системный кризис. Для того чтобы разобраться в его корнях, нужно окунуться в историю.
Наследие модернизма
Существуют две парадигмы застройки: квартальная застройка и парадигма модернизма.
Квартальная застройка воспринимается как эталон качественной городской среды. Идея модернистского подхода была своего рода ответом на вызов того времени. Но, решив часть проблем, модернисты создали гораздо больше новых. А выражался их подход в следующей формулировке: «Давайте, не будем строить кварталы, а квадратные метры и сконцентрируем в одном доме-башне». И советские микрорайоны стали продолжателями этой идеи.
А основой является экономика. В доиндустриальной экономике большая часть валового национального продукта формировалась в селах, где и жили люди. А в городах жило очень небольшое количество населения. Затем произошел переход к индустриальной экономике, которая характеризуется механизацией труда и ростом количества людей в городах. Но города так быстро не умеют меняться. Соответственно, в какой-то момент приток людей привел к коллапсу: улицы перестали справляться с трафиком, и из комфортных пространств города превратились в чудовищные места.
Модернисты предложили выход — горизонтальное функциональное разделение городов на территории производства и территории для жизни. И такое разделение на тот момент было оправдано, но затем началась постиндустриальная экономика. Ее особенность — дальнейшая автоматизация труда, рост производительности и высвобождение с промышленных предприятий сотрудников. Люди, которые работали на заводах, начали участвовать в развитии экономики услуг, а особенность сервисного сектора — концентрация в исторических центрах городов. И у нас осталось такое же горизонтальное разделение по функциям, только теперь исторический центр стал еще и местом приложения труда.
И в центре городов в результате началась сильная концентрация. При этом такое устройство, к сожалению, накапливает проблемы. Потому что, когда муниципалитет строит первый миллион квадратных метров в городе, ситуация управляемая. Но затем возникает негативный эффект - гиперцентрализация, когда каждый следующий построенный квадратный метр хуже, чем предыдущий.
Одним из выходов, по нашему мнению, является смешанное использование, для этого нужно применять вертикальное зонирование. В этом случаи места приложения труда располагаются на первых этажах жилых домов.
Но такая концепция смешанного использования обычно реально работает только в центрах городов, когда ее наполняют соседние районы. История шутит над нами, что идеальным способом пространственной организации города ХХI века является модель ХIХ века с вертикальным зонированием.
Главенство улиц
То есть мы в свое время пришли к микрорайонам и теперь пытаемся вернуться обратно все дружно к квартальной застройке. Но это только теоретически, на практике что-то идет не так. И мы, к сожалению, не получаем той среды, которую закладывали. Что такое типичный микрорайон? Это застройка, которую могут окружать магистрали и проезды, но внутри нет улиц.
И нам нужно разобраться, что такое улица. Поэтому принято считать, что улица — это дорога, к которой прибавляется тротуар. Но я бы обратил внимание на этимологию слова «улица». У него есть однокоренные слова – это «улей» и «улитка», и у всех этих слов есть общий праславянский корень «ул». Он означает «продолговатую полость» или «дудку».
То есть наши предки улицу так ассоциировали. И, в общем-то это верно, потому что улицы — это не просто дорога плюс тротуар, а особое пространство, которое имеет выраженные вертикальные границы в виде фасадов зданий. И главная проблема модернизма заключается в том, что они, с одной стороны, уничтожили главные городские пространства — улицы, сфокусировав все внимание на зданиях. То есть здание приобрело скульптурную ценность.
Но здания не создают комфортной городской среды. По нашему мнению, чтобы создать красивый город, необходимо увидеть совокупность пространств, потому что город состоит не из домов и кварталов, он состоит из городских пространств.
А главным городским пространством является улица. Да, конечно, есть еще скверы и парки. Парки, кстати, единственное городское пространство, которое не смогли в силу его особенности уничтожить модернисты. Люди сейчас в опросах говорят, что хотят жить рядом с парком. Хотя пользоваться они им будут, наверное, раз в две недели, а улицами каждый день.
Таким образом, по нашему мнению, красивый город – это, в первую очередь, красивые улицы. Архитектура вторична. Сама по себе застройка кварталами никак не решает проблему, если не формируются качественные городские пространства.
Фото из личного архива Андрея Курбацких

