Банк России сохранит ключевую ставку на прежнем уровне
Рынок уверен в том, что у ЦБ нет аргументов ни для повышения, ни для снижения ставки. От регулятора ждут объявления новых параметров прогноза и сигналов денежно-кредитной политики
Инфляция выше ожиданий
12 февраля совет директоров Банка России впервые в этом году рассмотрит значение ключевой ставки. Большой интриги в преддверии заседания на этот раз нет, внимание сконцентрировано на риторике ЦБ и новых параметрах прогноза.
Регулятор рассчитывал завершить прошлый год с уровнем инфляции 4,6 — 4,9% и выйти на пиковое значение 5% в первом квартале 2021 года с последующим снижением. Но в январе инфляция уже составила 5,2%, и большинство аналитиков ждут ее роста в феврале.
— Таким образом, инфляция сейчас складывается несколько выше, чем ожидалось в декабре, и существенно превышает таргет ЦБ 4%, — формулирует аргументы против снижения ставки руководитель отдела макроэкономического анализа ГК «ФИНАМ» Ольга Беленькая. — В реальном выражении ключевая ставка ушла еще ниже в отрицательную область и составляет сейчас минус 0,9%.
На отсутствие оснований для снижения ставки указывает и руководитель Центра макроэкономического анализа Альфа-Банка Наталия Орлова:
— Инфляционный фон остается повышенным, рост продовольственных цен в январе продолжился, несмотря на ограничительные меры на рост цен по некоторым продуктам. В таких условиях говорить о снижении ставки не приходится.
Не способствует понижению индикатора и макростатистика, считает Ольга Беленькая:
— По первой оценке Росстата по итогам 2020 года, спад ВВП РФ составил 3,1%, что значительно лучше декабрьской оценки ЦБ (около 4%) и большинства официальных и рыночных прогнозов (3,5 — 4%). Таким образом, отрицательный разрыв выпуска вследствие кризиса, вызванного пандемией, оказался не таким глубоким, как это представлялось. На фоне статистики по снижению числа новых случаев заражений коронавирусом и госпитализаций, власти российских регионов смягчают ограничительные меры, что может способствовать восстановлению спроса на услуги, наиболее пострадавшие в прошлом году. Все это ведет к снижению дезинфляционных рисков со стороны спроса и, возможно, более быстрому восстановлению российской экономики.
Помимо инфляции на сохранение значения индикатора влияет достаточно много других факторов. Наталия Орлова к их числу относит динамику ставок на рынке США:
— С начала года на облигационном рынке США наблюдался рост доходностей, связанных с формированием более осторожных ожиданий по поводу будущей политики ФРС в условиях готовности правительства США реализовывать меры активного бюджетного стимулирования.
— Доходности десятилетних и более долгосрочных гособлигаций США обновляют максимумы с марта прошлого года, — обращает внимание на этот фактор и Ольга Беленькая. — А рост доходности американских гособлигаций отражается на всех мировых рынках и ограничивает возможности центробанков стран развивающихся рынков, в том числе России, по дальнейшему смягчению ДКП, так как это может привести к усилению оттока капитала.
Не в пользу понижательного тренда играет и ситуация с ликвидностью. По оценке председателя правления Банка «Фридом Финанс» Геннадия Салыча, сейчас на денежном рынке накопилось много ликвидности, а ставки порой на 0,5% ниже, чем ключевая:
— Снижение ставки приведет к росту кредитования, включая ипотечное, что вызывает опасения у регулятора из-за рисков перегрева рынка. Ставки по депозитам также продолжат снижение, и вкладчики будут заинтересованы в покупке валюты или в работе с инструментами фондового рынка. При этом со стороны нерезидентов сохраняется слабый интерес к рублевым ОФЗ, а российские инвесторы продолжают проявлять интерес к долларовым инструментам. Так как у Минфина большой план по заимствованиям на этот год, то его будет сложно реализовать, если снизить доходность бумаг еще на 0,25 п.п.
Вероятнее всего, при оценке внешних факторов на этот раз ЦБ будет учитывать и санкционные риски. И они, по мнению Ольги Беленькой, после ареста Алексея Навального существенно выросли:
— Пока это не привело к заметному росту страновой премии за риск. В качестве основного сценария сейчас рассматривается возможность новых персональных санкций со стороны США и ЕС, что для рынка не представляет угрозы. Однако нельзя полностью исключить и более серьезные варианты санкций, в частности, на рублевый госдолг. Это может привести к увеличению продаж ОФЗ со стороны нерезидентов и ослаблению курса рубля, а это может вновь привести к росту инфляции. Этот фактор также может ограничивать ЦБ в возможности снижения ключевой ставки.
Таким образом, все наши эксперты считают, что 12 февраля ЦБ сохранит ставку на уровне 4,25%. Условий для повышения ставки они не видят.
По мнению аналитика QBF Ксении Лапшиной, повышение ставки негативно отразится на восстановлении экономики. По оценке Наталии Орловой, сигналы по будущему движению ставок представляются сейчас крайне разнонаправленными:
— С одной стороны, технологические изменения в экономике понизят издержки ведения бизнеса и могут значительно увеличить темпы потенциального роста экономик, с другой — сбои в цепочках создания добавленной стоимости сейчас в моменте создают инфляционные риски.
На усиление инфляционных рисков во всем мире в связи с ростом издержек обращает внимание и Ольга Беленькая:
— В январе, по данным IHS Markit, практически повсеместным явлением в мире было нарастание сбоев в работе транспортно-логистических цепочек. На этом фоне удлинялись сроки поставок и возросли производственные затраты, это оказало влияние на темпы роста закупочных цен в составе индексов PMI как в производственном секторе, так и в сфере услуг. Они во всем мире поднялись до максимальных за десятилетие. Индекс цен на сырье CRB Commodities с начала года прибавил более 7%, мировой индекс продовольственных цен FAO в январе 2021 года увеличился на 4,3% к декабрю и достиг максимального среднемесячного значения с июля 2014-го. Рост обусловлен в первую очередь значительным повышением индексов мировых цен на сахар (+8,1%), зерновые (+7,1% MoM) и растительные масла (+5,8% MoM); цены на мясо и молочную продукцию также выросли, но в меньшей степени.
Российские власти, напомним, на этот вызов отреагировали мерами госрегулирования цен, и пока им удалось замедлить их рост на продовольствие по наиболее подорожавшим за прошлый год продуктам (сахар, подсолнечное масло, зерно).
— Но эти меры носят временный и точечный характер, — предупреждает Ольга Беленькая. — Поэтому раньше или позже цены на внутреннем рынке будут отражать общемировой тренд.
Впрочем, эксперты все же не исключают еще одного снижения ставки в этом году. Геннадий Салыч среди факторов, которые могут играть в пользу такого сценария, выделяет возможное снижение показателя инфляции ниже таргета ЦБ, а также возвращение устойчивого спроса на рынке ОФЗ. Правда, в первом квартале текущего года ждать этого не стоит:
— Если ближе к лету пандемия резко пойдет на спад, экономика во всем мире продолжит курс на устойчивое восстановление, цена на нефть утвердится в коридоре 60 — 70 долларов за баррель, а курс доллара к рублю опустится ниже 70. В таком случае окно возможностей для снижения ставки на 0,25 п.п. вполне возможно.
Ксения Лапшина считает, что на протяжении 2021 года регулятор будет привержен мягкой монетарной политики, а в 2022 году может перейти к нейтральной:
— Я не исключаю, что в 2022 году возможно такое развитие событий, при котором небольшое повышение ставки станет необходимо, но пока говорить об этом преждевременно.
В ожидании сигналов
Главный вопрос: насколько сильно будут ужесточены сигналы регулятора в сравнении с декабрьским заседанием и будет ли дан намек на возможность повышения ставки на ближайших советах директоров ЦБ в этом году
Впрочем, все эксперты ждут, что на февральском заседании ЦБ уточнит свою позицию относительно начала сроков возвращения от стимулирующей денежно-кредитной политики к нейтральной. Главный вопрос: насколько сильно будут ужесточены сигналы регулятора в сравнении с декабрьским заседанием и будет ли дан намек на возможность повышения ставки на ближайших советах директоров ЦБ в этом году.
В ПСБ считают, что в ответ на заметное превышение цели в 4% по инфляции регулятор может ужесточить риторику и просигнализировать о более раннем переходе от стимулирующей денежно-кредитной политики к нейтральной. Группа «Финам» ожидает в базовом сценарии, что ЦБ постепенно вернется к нейтральной политике, что соответствует ключевой ставке 5 — 6% в 2022 — 2023 годах.
Кроме того, в фокусе внимания сейчас объявление новых параметров макропрогоноза. Ольга Беленькая формулирует вопросы, ответы на которые рынок рассчитывает получить в ходе пресс-конференции главы Банка России Эльвиры Набиуллиной:
— Ранее ЦБ ориентировался на пик прохождения годовой инфляции в первом квартете этого года с последующим замедлением до 3,5 — 4% к концу года. Сохранит ли ЦБ этот прогноз? Каковы прогнозируемые сроки восстановления российской экономики к докризисному уровню? Ранее ЦБ говорил, что это случится лишь в первом квартале 2022 года, но менее глубокий спад ВВП в 2020 году, который зафиксировала статистика, может приблизить этот момент. И наконец, мы ждем изменения оценки соотношения проинфляционных и дезинфляционных рисков.