День и ночь музеев
18 мая, в День музеев, екатеринбургские музеи, выставочные залы и те, кто на одну ночь притворился таковыми, в седьмой раз провели акцию Ночь музеев. Большую часть площадок управление культуры администрации города объединило темой «Град вдохновенный и его герои». В этом году от участников акции потребовали оргвзнос и соответствие программы теме акции, поэтому некоторые площадки в «ночной» проект мэрии включены не были, но также предложили посетителям ночные программы. В итоге в Екатеринбурге для публики работало более шестидесяти разного рода площадок и экскурсионных маршрутов.Побывать везде и лично разобраться в происходящем не смог бы никто, а статистические данные скупы и мало о чем говорят, поэтому анализировать акцию сложно. Организаторы огласили основную цифру — около 80 тысяч гостей, однако это, скорее, цифра посещений. Наша семичасовая прогулка по девяти площадкам большого количества людей на холодных улицах не выявила. В прошлом году, для сравнения, в Ночь музеев в центре города в полночь стояла автомобильная пробка и ее обтекали толпы гуляющих.
Екатеринбургские музеи все реже придумывают к Ночи музеев нечто из ряда вон, вроде соревнований скейтбордистов среди картин передвижников, а работают прежде всего со своими экспозициями. Некоторые 18 мая открыли новые выставки. Центральным вернисажем стало открытие II Международного фестиваля меццо-тинто в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (см. «Второй черный», с. 38). Новые экспозиции представили Центр современной культуры УрФУ в зданиях на Ленина и на Мира, Уральский филиал Государственного центра современного искусства, Уральская архитектурно-художественная академия, галерея «Арт-птица». «Соску на ночь», насмешливо и лукаво оценивающую мир ценностей «града вдохновенного», предложила Екатеринбургская галерея современного искусства: помимо произведений художников посетителей веселила политическая реклама 90-х. Кто-то, напротив, зазывал зрителей на закрытие: например, Свердловский областной краеведческий музей последний день представлял «Оружие. Войну. Охоту. Искусство». Кто-то пригласил на необычный художественный эксперимент: так, на арене Центрального стадиона была представлена концертная версия спектакля Наума Блика «Re:поэты».
Традиционно Ночь музеев в Екатеринбурге ругают за высокую стоимость билетов, так что не всегда ясно: зрители хотят попасть в музеи или сделать это даром. Любители наконец-то прикоснуться к прекрасному могут пройти в те же музеи бесплатно в субботу днем, но они почему-то дожидаются вечера и рвутся за впечатлениями, удивляясь, что в музеи нужны билеты и туда могут быть очереди. Впрочем, безбилетное посещение музеев днем никто так масштабно, как Ночь музеев, к сожалению, не рекламирует. Ругают за толпы, тесноту, очереди, неразбериху. Ругают за неточную, и в этом смысле недобросовестную, рекламу и информацию, распространяемую информационным центром акции. Но это все равно что ругать погоду. Ночь музеев не является проектом самих музеев, одно то, что музеи разных учредителей объединились, уже чудо бюрократии. Ночь музеев ярко показывает: большинство населения готово в музей ходить только раз в году и плохо представляет, как музеи работают.
Акция стала не только способом расширения аудитории музеев и выставок, а именно самодостаточным продуктом. Сами музеи и галереи лучше граждан понимают, зачем им Ночь музеев и что они могут показать. Это и реклама всех музеев, музейной инфраструктуры города, распространение списков и адресов, и удовольствие на одну ночь, когда около 2% горожан фланирует между музеями, а остальные что-то слышат по телевизору или смотрят в газетах и блогах. А вот кинотеатр «Салют» показал в эту ночь фильм «Титаник», ту самую пленку, что крутили целый год в 90-е, когда в кинотеатры стояли очереди и школьницы выстаивали в них раз по восемь, чтобы вновь повсхлипывать на любимом месте. Похоже, то, что простится кинотеатру или популярному ресторану, с трудом прощается музею: правила музеев усваиваются тяжелее.
Холод загнал нас в Музей истории и археологии Урала: там было очень хорошо. Много посетителей и много простора (музей большой), огромное количество подлинных и уникальных артефактов (музей в его исконном смысле), экскурсии, непритязательные, но интересные образовательно-развлекательные мастер-классы. Так, там уже вторую Ночь музеев полируют каменное топорище. О Шигирском идоле рассказывал научный сотрудник. Человек в костюме шамана порой играл героя-любовника. На первый взгляд, декорирование глиняной посуды зубами животных или примерка кольчуги имели отдаленное отношение к истории города и его героев. Ну так Ночь музеев напоминает, что мы еще не освоили город, в котором живем. Музей как институт рожден городом, отражает и создает качество жизни в городе. Претензий музеям не избежать (кого-то неизбежно хоть раз покидает хороший вкус), но, кажется, музеи Екатеринбурга научились справляться с музейной ночью. Теперь очередь за публикой и оргкомитетом.