Музей третьего тысячелетия

Музей третьего тысячелетия

Площадка под строительство галереи

Площадка под строительство галереи
Фото: Валерий Заровнянных

В конце мая в Москве официально объявлен международный архитектурный конкурс на создание проекта нового здания Пермской государственной художественной галереи (ПГХГ), входящей в пятерку самых крупных художественных музеев России. В сентябре 2010 года ПГХГ должна начать работу в новом помещении.

Строительство нового музейного здания в России — в принципе прецедент. Амбиции Перми еще шире: здание должно стать выдающимся произведением актуальной архитектуры и самой современной художественной площадкой в музейном пространстве страны.

Свято место…

Разговоры о необходимости предоставления галерее нового здания начались около десяти лет назад. Нынешняя резиденция ПГХГ — здание кафедрального собора, построенное в конце XVIII века. По закону оно должно быть возвращено Русской православной церкви.

Здание кафедрального собора и коллекция произведений искусства неплохо друг другу соответствовали. Искусствоведы и хранители следили за состоянием великолепного иконостаса, а древние стены создавали идеальный микроклимат и удивительную акустику, которая позволила галерее стать еще и популярным местом проведения камерных концертов. Однако идиллия не могла продолжаться вечно. Коллекция ПГХГ разрастается, в ней насчитывается около 47 тыс. единиц хранения, а в экспозиции представлено всего около 2% экспонатов. К счастью, беспокойство директора ПГХГ Надежды Беляевой за судьбу коллекции разделили министерства культуры федерального и регионального уровней, а также губернатор Прикамья Олег Чиркунов.

О роли Чиркунова в истории с галерейной новостройкой стоит сказать особо. Именно он настоял на том, что здание должно стать шедевром современной архитектуры. Идея вызвала неоднозначные отклики: говорили, что подобный прожект никогда не воплотится в реальность, а классическая и несколько консервативная коллекция будет плохо сочетаться с архитектурным авангардизмом. Однако губернатор проявил настойчивость, а галерея — готовность к переменам. И «процесс пошел».

…И иное время

Новый художественный музей, получивший название PermMuseumXXI, будет первым в России, отвечающим запросам третьего тысячелетия. Кроме того, он призван стать городским брендом, визитной карточкой города и края, таким же как музей Гугенхайма в Бильбао (архитектор Френк Гери), музей Киасма в Хельсинки (архитектор Стивен Холл), музей в Граце (архитектор Питер Кук).

Организацией конкурса занимается Центр современной архитектуры (Москва), директор которого Ирина Коробьина приложила все усилия для того, чтобы состав жюри был максимально авторитетным. В жюри вошли ведущие архитекторы мира, в том числе президент Российской академии архитектуры Александр Кудрявцев, Арата Исодзаки (Япония), Бен ван Беркель (Нидерланды), и серьезнейшие музеологи, такие как директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор австрийского музея МАК Питер Ноевер. Призовой фонд конкурса — 300 тыс. долларов.

Архитекторы­-конкурсанты будут основываться на концепции, разработанной австрийским музеологом Дитером Богнером. Она предусматривает тематический принцип создания экспозиции, отменяющий традиционные географо­хронологические подходы. Так, пермскую деревянную скульптуру Богнер предлагает совместить с западноевропейской религиозной живописью: пусть рядом находятся изображения Христа, Мадонны и святых, созданные в разных странах и в разное время.

Традиционный музей — это один маршрут, посетитель проходит его от экспоната к экспонату. Богнер предлагает спроектировать музей так, чтобы возможно было выбирать из нескольких: человек сам будет решать, в какую сторону пойти и что вслед за чем осматривать. В центре этой сложносочиненной конструкции автор концепции предлагает разместить музейное кафе и панорамную площадку с видом на Каму.

По мнению Богнера, музей будет посещаемым, если станет постоянно меняться. Во всем мире (и Пермь не исключение) в художественных музеях есть постоянная экспозиция, а есть сменные выставки. Дитер Богнер предлагает сделать частично сменной даже постоянную экспозицию, причем изменения должны происходить часто и быстро. Кроме собственно экспозиции, в новом музее будут два не менее мощных узла — детский музейный центр и открытая библиотека.

В подвижном музее и архитектура должна быть подвижной — это ключевой момент в задании архитектурного конкурса. Вторым таким моментом стала «заметность» музея: он должен стать визитной карточкой города, тем более что строиться будет на очень заметном месте — высоком речном берегу, сразу после въезда в центральную часть Перми по Камскому мосту.

Концепция Богнера, по словам Надежды Беляевой, очень креативна и при этом вполне реальна. Она хорошо соотносится с нынешней галерейной данностью и с теми задачами, которые ставятся перед новым музеем. И все же во время визита Богнера в Пермь Надежда Беляева призналась: «Я только сейчас поняла, на что мы замахнулись. Страшновато стало».

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Возвращение домой