Ведущий пульмонолог России признал отсутствие эффективных лекарств от COVID-19
Не существует ни одного эффективного препарата, направленного на устранение причины возникновения заболевания COVID-19, считает руководитель клиники пульмонологии Федерального научно-клинического центра ФМБА Александр Аверьянов.
«На сегодняшний день у нас ни одного этиотропного препарата для лечения COVID-19, в эффективности которого мы могли бы быть абсолютно уверены», — заявил он на онлайн-заседании Научного совета РАН «Науки о жизни» на тему «COVID-19 — ситуация сегодня и нерешенные проблемы».
По его данным, почти 80% заболевших коронавирусной инфекцией выздоравливают путем естественного ответа иммунной системы:
«Существует два варианта течения новой коронавирусной инфекции. У большинства пациентов, это примерно 80% больных, после внедрения репликации SARS-CoV-2 иммунная система путем естественного своего действия преодолевает инфекцию, и человек выздоравливает. И вот этой категории больных, какой бы мы препарат ни назначили, этот больной все равно выздоровеет».
У 20% пациентов, по словам эксперта, развивается непропорциональный иммунитет, при котором «иммунная система начинает фактически работать против своего организма», и это приводит к прогрессирующему поражению легких.
При этом, подчеркнул руководитель клиники пульмонологии, ни одно из применяемых лекарств не помогает пациентам так, как работают противогриппозные препараты при гриппе, как работают антибиотики при бактериальной инфекции. По его словам, лопинавир и ритонавир через неделю после приема вызывают тяжелейшие токсические реакции у каждого второго пациента. Гидроксихлорохин и мефлохин не дают антивирусного эффекта и приводят к побочным эффектам и прогрессированию заболевания у пациентов. Азитромицин не имеет никакого отношения к коронавирусу.
Не станет спасением, по мнению Александра Аверьянова, при лечении коронавирусной инфекции и фавипиравир:
«Этот препарат позиционируется как некое спасение от коронавирусной инфекции, его сейчас даже бесплатно стали выдавать в амбулаторном звене. Возможно, кому-то он и помогает, но <…> Тот сценарий 20% неблагоприятного течения заболеваний — они все принимали фавипиравир. И <…> часть из этих больных погибли <…> За свою 15-летнюю практику я не видел ни одного больного, который бы начал принимать в первые 48 часов, спрогрессировал до пневмонии или тяжелой дыхательной недостаточности. При фавипиравире это совершенно обычная ситуация», — подчеркнул специалист.
Также он отметил, что применение плазмы крови при тяжелом течении коронавируса не влияет на смертность. По данным исследования, которые привел специалист, показатели смертности тех, кому не применяли при лечении плазму крови, и тех, кому применяли, одинаковы. Также плазма крови не влияет на больных с легким течением, подчеркнул Аверьянов.