Президент РФ прокомментировал состояние российской экономики
На ежегодной пресс-конференции президент РФ Владимир Путин оценил экономическую ситуацию в стране и перспективы роста:
- В прошлом году по основному показателю - ВВП страны - у нас был спад 3,7%. В этом году спад будет минус 0,5-0,6%. За счет чего происходит рост? За счет роста в машиностроении, легкой, перерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, химической промышленности. Динамика хорошая и надо ее сохранить. Инфляция. Как вы помните, она была достаточно высокой. Связано это было с т.н. импортозамещением, возникли некоторые диспропорции на рынке, мы не все могли заместить. Но мы теперь наблюдаем хорошую динамику. Второе - инфляция. Она снижается. Самый высокий показатель по инфляции был в 2011 году - 6,1%. В этом году будет уверенно меньше 6, скорее всего в районе 5,5. Это значит, в ближайшее время мы сможем выйти на инфляцию в 5% и менее. Дефицит бюджета в прошлом году составлял 2,6%. В этому году он будет повыше. За 10 месяцев был 2,4%. Будет 3,7%. Это - вполне приемлемая величина. При этом у нас сохраняется положительный баланс внешней торговли - более 70 млрд долларов. Резервы правительства остаются на уровне 100 млрд долларов, золотовалютные резервы ЦБ подросли - 385 с небольшим миллиардов. Это хорошая подушка безопасности. Радует снижение оттока капитала.
- В чём проблемы? Есть ли они? Конечно, есть. Нам нужно обеспечить, безусловно, дальнейший рост экономики и промышленного производства, у нас припали реальные располагаемые доходы населения, что само по себе не очень хорошо, это ведёт к снижению потребительского спроса, отражается и на инвестициях в конечном итоге, - подчеркнул глава государства. - Да, но здесь есть определённый всё-таки положительный тренд: за последние месяцы мы наблюдаем очень скромный, но всё-таки рост реальной заработной платы в реальном секторе экономики, и это в целом настраивает на позитивный лад, который вселяет определённую уверенность в том, что движение будет положительное и в ближайшей перспективе. Нужно обеспечить в дальнейшем рост экономики и промышленного производства. Есть проблема, которая заключается в том, что наша экономика, как считают некоторые эксперты, невосприимчива к достижениям науки и к современным высокотехнологичным тенденциям в экономике. Мне представляется, что это не совсем так, потому что проблема заключалась для таких экономик, как наша, в том, что можно было получать сверхприбыль в тех секторах производства, которые связаны с энергетикой, и трудно заставить бизнес вкладывать в другие отрасли, если есть такая, где можно получить быстрые и весьма большие доходы.
По словам Владимира Путина, для того чтобы изменить структуру экономики, настроить её на новый лад, создать перспективы для развития, правительством в течение многих лет предпринимаются шаги, связанные с льготированием определённых направлений экономического развития, и прежде всего это касается, конечно, высокотехнологичных отраслей:
- Да, мы пока в целом по экономике вкладываем в высокотехнологичные сферы меньше, чем страны ОЭСР, допустим, причём эта разница большая. В странах ОЭСР вкладывается примерно 2,4% от совокупного ВВП, у нас 1,2%. Но вот эта настройка, о которой я говорил, она всё-таки даёт о себе знать. Во-первых, у нас принята вместе с бизнесом так называемая [национальная] технологическая инициатива. У нас готовится комплексный план развития экономики до 2025 года. К маю правительство должно его сверстать и предъявить уже обществу. Создаются на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири территории опережающего развития – высокотехнологичные зоны с особым льготным режимом. А в целом по некоторым отраслям, например в IT-технологиях, уже достаточно давно, в течение нескольких лет действует льготный режим, и это даёт о себе знать. В чём? Например, у нас экспорт IT-технологий был совсем недавно, несколько лет назад, практически нулевой. Сейчас мы оружия экспортируем на 14,5 млрд долларов, а продуктов IT-технологий – на 7 миллиардов уже экспорт. Многие высокотехнологичные отрасли являются абсолютно конкурентоспособными. Пока они, правда, выглядят, как такие точки роста, точечные успехи, но во многих из этих направлений мы, безусловно, являемся лидерами. В том числе и традиционно, скажем, в ядерных мирных технологиях, в ракетно-космической сфере, по некоторым отраслям авиации и так далее, в оборонных предприятиях (кстати говоря, там рост производительности труда просто взрывной). Это будет так или иначе отражаться и на гражданских сферах производства. Вы знаете, что поставлена задача трансформировать те положительные тенденции в «оборонке», которые мы имеем сегодня, в гражданские секторы. В общем и целом, я считаю, что не только руки опускать нельзя, наоборот, у нас есть все основания полагать, что мы не только будем лидерами по многим ключевым направлениям, но и сохраним это лидерство на многие десятилетия.
Президент РФ также объяснил, почему продаются пакеты госпредприятий:
- Мы продаём части пакетов госпредприятий не потому, что не хватает денег на конкретные какие-то направления бюджетных расходов, нет. Мы это делаем по нескольким соображениям. Первое: всё-таки это улучшает структуру экономики – приход новых собственников. Это швейцарская трейдерская компания Glencore и Государственный фонд Катара. Мы исходим из того, что приход в органы управления их представителей будет повышать качество управления самой компании, хотя в целом она и так считается одной из наиболее эффективных в мире. И это предусмотрено изначально в доходной части бюджета, так бюджет планировался изначально. Не для того, чтобы какие-то конкретно отрасли отфинансировать, а всё вместе. Что касается денег, перечислят ли деньги иностранцы за приобретенные 19,5% пакета «Роснефти». Деньги перечислены в бюджет в полном объёме. За Башнефть Роснефть сама заплатила 300 с лишним миллиардов, а иностранцы уже перечислили свою часть – 700 с лишним миллиардов. В общем и целом бюджет получил от продажи «Башнефти» и 19,5% Роснефти триллион сто миллиардов примерно.