Банк России собирается искусственно остановить разгон потребительского кредитования
Банк России планирует ужесточить регулирование необеспеченных потребительских ссуд—сообщает Интерфакс. Регулятора беспокоит слишком высокий темп роста сегмента на фоне снижения реально располагаемых доходов населения. Годовые темпы прироста ссудной задолженности в сегменте на 1 февраля этого года составили 12,6%. Приведенные к годовому выражению среднемесячные темпы прироста за ноябрь, декабрь 2017 года и январь 2018 года составляют 19%. По итогам опроса крупнейших розничных банков ожидается, что в 2018 году темпы роста кредитования продолжат увеличиваться.
Межу тем, по уточненным данным Росстата реально располагаемые доходы населения за январь снизились на 7%.
Для того, чтобы притормозит рост, регулятор подготовил проект изменений в инструкцию 180-И "Об обязательных нормативах банков" .
ЦБ намерен внести изменения в шкалу коэффициентов риска по потребительским кредитам, используемым для расчета нормативов достаточности капитала. Регулятор планирует установить коэффициент риска 1,1 для ссуд с полной стоимостью кредита (ПСК) 15-20% и коэффициент риска 1,2% для потребительских кредитов с ПСК 20-25%. Новая шкала будет применяться к кредитам, выданным после 1 мая 2018 года. Необходимость меры в пояснительной записке объясняется так
-- В условиях опережающего роста задолженности над доходами населения повышается долговая нагрузка населения, которая уже сейчас находится на относительно высоком уровне, особенно в части необеспеченного кредитования
Регулятор напоминает, что на фоне нарастания структурного профицита ликвидности и замедления инфляции происходит снижение ключевой ставки Банка России (на 2,5 п.п. с начала 2017 года) и рыночных процентных ставок. В течение 2017 года снижение ставок по привлечению вкладов физлиц и нефинансовых организаций составило 1,5 п.п.
-В условиях более низкой стоимости привлеченных средств кредитных организаций тот же уровень ПСК отражает более высокий уровень кредитного риска заемщика. Сохранение предыдущей шкалы коэффициентов риска означало бы ослабление регулятивных требований. Изменения, предусмотренные проектом, направлены на устранение этого дисбаланса.