Запретить или регулировать: чем завершится дискуссия о криптовалютах
Идея Банка России запретить обращение криптовалюты в России не нашла поддержку у рынка и профильных ведомств
Страсти вокруг перспективы криптовалют в России не утихают вторую неделю. Мировой рынок и так просел в объёмах на треть в ожидании ужесточения денежно-кредитной политики ФРС: инвесторы в такой ситуации опасаются инвестировать деньги в рискованные активы. А тут еще российский регулятор преподнес сюрприз, выпустив 20 января консультационный доклад «Криптовалюты: тренды, риски, меры». Традиционный анализ рынка, сделанный регулятором, завершается неожиданным предложением о запрете криптовалюты в РФ.
Страхи регулятора
В последний год в мире наблюдается стремительный рост рынка криптовалют, отмечают аналитики Банка России. По их оценке, совокупный объем капитализации криптовалют в декабре 2021 года достигал 2,3 трлн долларов, что соответствует примерно 1% стоимости глобальных финансовых активов. «При этом доля платежных транзакций, приходящаяся на криптовалюты, ничтожно мала по сравнению с показателями для традиционных платежных систем, —акцентируют авторы доклада. — «Но благодаря анонимности денежные суррогаты активно используются для расчетов в рамках противоправной деятельности».
По мнению ЦБ вовлеченность в криптовалютный рынок традиционных финансовых посредников пока ограничена, но активизируется торговля производными финансовыми инструментами и паями биржевых фондов (ETF), связанными с криптовалютами, развиваются экосистемы децентрализованных финансов.
Объем сделок российских граждан с криптовалютами по некоторым оценкам, достигает 5 млрд долларов в год. В ЦБ указывают на то, что российские граждане являются активными пользователями интернет-платформ, осуществляющих торговлю криптовалютами. Кроме того, Россия находится в числе лидеров по объему мировых майнинговых мощностей.
Долгосрочный потенциал применения криптовалют для расчетов представляется российскому регулятору ограниченным, ЦБ объясняет стремительный рост их рыночной стоимости спекулятивным спросом в расчете на дальнейший рост курса, что по мнению регулятора приводит к формированию пузыря. «Криптовалюты также имеют характеристики финансовой пирамиды, поскольку рост их цены во многом поддерживается спросом со стороны вновь входящих на рынок участников»— отмечается в докладе.
Исходя из этих соображений ЦБ посчитал, что распространение криптовалют создает существенные угрозы для благосостояния российских граждан и экономики «Высокая волатильность курса, значительная распространенность мошенничества в торговле криптовалютами создают для граждан риски утраты существенной части вложенных средств» — приводит ЦБ свои аргументы, подчеркивая, что криптоизация, как и валютизация, ограничивает суверенитет денежно-кредитной политики. Поскольку главной задачей регулятора на текущем этапе является сдерживание инфляции, российскому ЦБ для выхода на таргет в 4% придется на постоянной основе держать более высокий уровень ключевой ставки. Это снизит доступность кредитования для граждан и бизнеса, —приходят к выводу авторы доклада:
—Распространение криптовалют приводит к выводу сбережений граждан за периметр российского финансового сектора и, как следствие, сокращению его возможностей по финансированию реального сектора и снижению потенциального роста экономики.
ЦБ также подчеркивает, что криптовалюты активно используются в противоправной деятельности: отмывание доходов, наркоторговля, финансирование терроризма.
И наконец, аналитики ссылаются на мировой опыт, утверждая, что глобальный подход к регулированию криптовалют пока окончательно не сформирован, во многих странах деятельность по обращению криптовалют находится в «серой» зоне. К сторонникам жёсткого регулирования этого рынка относятся Китай, Индия, Корея.
Таким образом просчитав все риски и проанализировав аргументы, ЦБ увидел угрозы, и для их снижения предложил запретить использование криптовалют в качестве средства платежа и организацию обращения. ЦБ сформулировал в докладе вопросы для консультаций, пообещав собрать ответы и обобщить реакцию общественности к 1 марта этого года.
Оценки рынка
Первоначальная же реакция в СМИ со стороны представителей финансовой индустрии и сектора информационных технологий оказалась крайне бурной и неоднозначной.
В частности, с жесткой критикой идеи ЦБ РФ в социальных сетях выступил основатель «Телеграмм»Павел Дуров. По его мнению, это приведет к оттоку IT-специалистов из страны и уничтожит ряд отраслей высокотехнологичной экономики.
Эту позицию разделяет генеральный директор компании Napoleon IT Павел Подкорытов , озвучивший ее для челябинского ИА «Первое областное:
—Сегодня один из самых горячих трендов в развитии стартапов и IT-технологий происходит в направлении блокчейна, криптовалют и криптосервисов. Соответственно, запрет Центробанка по работе в этом направлении можно сравнить с тем, если бы нам на момент появления интернета не разрешили им пользоваться. Мне кажется, что такие запреты будут иметь отрицательное воздействие на развитие предпринимательства, IT-технологий, стартапов.
Преподаватель программы «Цифровая экономика» ИМЭБ РУДН Виктор Дорохов в интервью Э-У предположил, что если все обещанное со стороны ЦБ будет реализовано в радикальном ключе, то эффект будет негативный:
— Дополнительных налогов не будет, кто зарабатывал на крипторынке, уедут платить налоги туда, где их готовы принимать, но черно-серые рынки и сферы РФ продолжат жить привычным укладом, поскольку весь трафик там децентрализованный.
— Сейчас на территории РФ сконцентрировано около 11% мощности добычи биткоина— добавляет блокчейн-специалист компании EMCD Денис Смирнов—Это все инвестиции, налоги и рабочие места, которые возникли с молчаливого согласия государства. И эта новая высокотехнологичная индустрия может забрать дорогостоящее оборудование и переехать в США.
С тем, что запретительная стратегия в данном случает сработает плохо, соглашается и генеральный директор финансовой компании Newcent Владимир Сметанин:
—В-первых, технологии блокчейна развиваются во всем мире, используются в различных направлениях и запрет развития рынка криптовалют повлияет на технологический рынок в целом. Россия будет отставать. Во-вторых, в мире все больше государств допускают криптовалюту на свои рынки, экспериментируют с ней как с платёжным средством. Многие страны создают регуляторные «песочницы» для экспериментов. Есть уже и конкретные решения, к примеру Сальвадор признал биткоин законным платежным средством, а Goldman Sachs в этом году удвоил размер своего криптодеска. В-третьих, рынок глобальный и поэтому в случае запрета, спрос остается и даже растет, поэтому используются модели «регуляторного арбитража.
Денис Смирнов, однако, полагает, что российский ЦБ действует в логике всех Центробанков, которая примерно одинакова:
—Монополия на денежную эмиссию — одно из важнейших прав государства, которым далеко не любое правительство согласится поделиться.
Пример Сальвадора эксперт склонен рассматривать скорее, как уникальный:
— Эта страна отказалась от печати собственной валюты, заменив ее американским долларом еще в 2001 году. Поэтому и эксперимент с биткоином для Сальвадора выглядит вполне закономерным. Другие государства, особенно с сильной национальной экономикой, наоборот, будут пытаться усилить регулирование индустрии. Они постараются вписать криптовалюты в правовое поле, при этом монополизируя контроль за процессом перехода активов из криптовалютной формы в фиатную.
Впрочем, некоторые участники рынка не видят в предложенной концепции ЦБ больших угроз для рынка. Директор по продуктовой стратегии Группы Т1 Сергей Иванов полагает, что Россия движется в соответствии с общемировым трендом:
— Центробанк ограничивает не владение криптовалютой, а проведение операций и только для частных лиц. Такая же практика принята в Канаде, Китае, Норвегии. На уровне компаний, тем более участников финансового рынка, в том числе международного, никаких ограничений нет, и ЦБ РФ вводить их не планирует, так как деятельность юридических лиц пристально мониторится и регулируется рядом отраслевых нормативных актов, позволяющих контролировать источники поступления и результат проведения операций. Предпринятые меры не окажут существенного влияния на высокотехнологичные бизнесы, так как ни в одной из развитых экономик криптовалюты не являются платежным средством и аналогом фиатных денег.
По мнению председателя совета Ассоциации цифровой трансформации Юрия Мышинского опасения Банка России абсолютно понятны:
— Но опыт крупнейших экономик (Европейский союз, США, Китай) говорит о том, что новых явлений не нужно бояться, нужно искать регуляторные подходы для того, чтобы минимизировать риски и максимизировать пользу от цифровых финансовых активов.
В поисках компромисса
Пока стороны выставляли «за» и «против» докладу ЦБ, дискуссия вышла на неожиданную траекторию. На этой неделе в СМИ появились комментарии Минфина. Руководитель департамента финансовой политики министерства Иван Чебесков заявил, что его ведомство, разделяя обеспокоенность ЦБ защитой интересов потребителей, предполагает все- таки не запрещать, а регулировать. Минфин России подготовил концепцию и ждет позицию правительства. Как сообщил в четверг 27 февраля РБК, которому удалось познакомиться с документом, ведомство предлагает дать возможность компаниям и гражданам осуществлять криптооперации через банки, а участников сделок следует идентифицировать, ведомство утверждает, что такая практика есть в Швейцарии. 28 января РБК сообщил, что правительство решило подготовить дорожную карту по регулированию криптовалют
Сдержанное отношение к идее продемонстрировал и председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков
— Вопросы регулирования создания и оборота крипты в нашей стране актуальны, причём, позиции регуляторов и субъектов законодательной инициативы не всегда совпадают. Ясно одно, регулирование необходимо, но с пользой для рынка и потребителя, а главное, с высоким уровнем защиты прав наших граждан при операциях с этой категорией финансовых активов.
На своей странице в Фейсбук депутат сообщил, что в рамках текущей весенней сессии Госдумы в плане к рассмотрению депутатами есть ряд инициатив в сфере криптовалют, созданы рабочие группы и подкомитет при Комитете по финансовому рынку:
—На этих площадках мы вместе с экспертами и участниками рынка дискутируем и вырабатываем общие предложения и подходы к регулированию. Опираясь на выпущенный доклад ЦБ, уверен, расставим все точки над «и». Рассчитываю, что договоримся концептуально в первом квартале, во втором положим на бумагу в виде закона и внесём на рассмотрение Госдумы.
Юрий Мышинский считает, что законодатель нашел рамки, в пределах которых можно создавать «регуляторные песочницы»:
—Некоторые регионы, например Республика Татарстан и Крым, высказались за создание пилотных зон. Я надеюсь, что здравый смысл возобладает и в ЦБ сформируется линия на аккуратное, пошаговое тестирование этого явления, это позволит не упустить те плюсы, которые такие прорывные технологии, как блокчейн и криптовалюты, могут дать России.
По мнению эксперта криптобиржи StormGain Дмитрия Носкова подход законодательного регулирования выглядит предпочтительнее, чем запрет, но и к нему пока остаётся много вопросов:
— Непонятно, как предлагается регулировать работу крипторынка, насколько жесткими будут требования. Вероятно, Банк России должен создать специальное подразделение, которое будет контролировать работу крипторынка. Придётся также проработать вопрос с налогами и формами отчетности.
Поддерживает идею регулирования и Денис Смирнов, но опять же вопрос в деталях:
— Для сферы майнинга важно, чтобы уровень налогообложения был адекватен уровню издержек и рисков. Возможно, есть смысл рассмотреть специальные тарифы для майнинговых компаний, а также льготы для тех, кто готов разместить мощности в депрессивных регионах России или там, где у энергетиков есть избыточные мощности.
Денис Смирнов оценивать вероятность принятия подхода ЦБ как невысокую:
— ЦБ не первый раз критикует криптовалюту, и такие предложения вполне закономерны для государственного института, главной задачей которого является укрепление национальной валюты и борьба с ее конкурентами. Но ЦБ не обладает правом законодательной инициативы, мы сейчас получили изложение позиции и приглашение к обсуждению. Позиция государства должна формироваться с учетом мнения всех стейкхолдеров.
Дмитрий Носков не исключает, что жесткие предложения Банка России были своего рода провокацией и специально «запущены» на рынок, чтобы собрать позиции участников, поскольку тема сложная, однозначных и быстрых решений здесь быть не может:
—Проблемы связаны с тем, что крипторынок является неотъемлемой частью мировой финансовой системы. Как показывает практика других стран запретами риски не снять, участники рынка просто уйдут в тень, и от этого государство понесет еще большие потери.
—Думаю, все прекрасно понимают, что физически запретить крипту невозможно, — соглашается Денис Смирнов и приводит в пример Китай: «В этой стране несмотря на жёсткий подход по-прежнему добывают биткоин, по данным CNBC это составляет 20% мирового хешрейта, просто теперь это делается нелегально».