02.12.2025

За новые санкции российским нефтедобывающим компаниям придется заплатить увеличением дисконта

За новые санкции российским нефтедобывающим компаниям придется заплатить увеличением дисконта

Системным вызовом для российской нефтедобычи является снижение инвестиций в технологии   разработку новых месторождений, считает президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов

21 ноября вступили в силу американские санкции против «Роснефти» и Лукойла. Минфин США предупредил, что всем, кто будет покупать российскую нефть после 21 ноября, грозят вторичные ограничения. Как эти другие факторы повлияют на российскую нефтедобычу? Своей экспертизой на пленарном заседании конференции «Российские регионы в фокус перемен» *в Екатеринбурге поделился президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов.

Нефть под давлением

— Глобальные тренды на рынке нефти меняются. Последние 20 лет были временем стремительного роста спроса на сырье в целом и, в том числе на нефть. Это было связано с ростом развивающихся экономик, в первую очередь Китая и Индии. А сейчас меняется общеэкономическая и технологическая парадигма, в результате чего спрос на нефть замедляется. В 2022-2023 годах мировой спрос на нефть рос на 2 -2,5 млн. баррелей в сутки. Сейчас этот показатель находится уже в пределах 1 млн. баррелей.

Со стороны предложения также происходят фундаментальные изменения, связанные с политикой ОПЕК+. Долгое время картель довольно успешно поддерживал высокие цены, при этом сохраняя объемы поставок. Но за последние годы ценой поддержания относительно высоких цен на нефть стала потеря доли рынка ОПЕК+. Картель больше не хочет сдерживать добычу и отдавать долю рынка США, Бразилии и другим странам. Но ценой этой политики станут более низкие цены. Скорее всего, и в следующем году можно ожидать, что цены на нефть будут снижаться.

Россия является частью ОПЕК+ и выполняет свои обязательства. В результате в России начался рост добычи с середины 2025 года. Но, надо понимать, что этот рост довольно небольшой и скорее всего, Россия будет сталкиваться с ограничениями дальнейшей динамики.   Фактически мы с 9 млн. баррелей в сутки вырастем до 9,3-9,4 баррелей.

Анализировать рынок нефти сейчас сложно из-за закрытия значительной части статистики, но можно оперировать данными отгрузки нефти из российских морских портов. 

По этой информации видно, что с 2022 года экспорт оставался довольно устойчивым. И это — несмотря на многочленные пакеты санкций. Сейчас в связи с новыми ограничениями можно предположить, что формируются новые маршруты поставок. Пока идет период неопределенности: часть грузов была отправлена покупателям в Индию или Китай, но, не понятно будет ли она там принята. И в результате хранение нефти в танкерах, так называемое плавающее хранение, для российской нефти выросло. То есть фактически сейчас часть российской нефти находится в море и ищет себе покупателя.

Поддерживать объем продаж российским компаниям удается главным образом за счет дисконта. В среднем цена адаптации внешней торговли к санкциям составляет примерно 9-10%, такую цену приходится платить в виде предоставления скидки нашим покупателям. Кроме того, увеличивается стоимость страхования, перегрузки в море и так далее. Мы наблюдаем определенный рост стоимости фрахта, но он пока не является существенным.

На новые санкции рынок, конечно, будет реагировать и это проявится в увеличении размера дисконта.

Инвестиции  в  будущее

Мировые тренды определяют и долгосрочные тенденции в российской нефтяной отрасли. Нефтедобывающие компании в условиях неопределенности и санкций фокусируются на зрелых активах, разрабатывать новые месторождения слишком рискованно, поэтому они стараются интенсифицировать добычу на старых месторождениях Поволжья и Западной Сибири.

Безусловно, в последнее время отрасли пришлось заняться локализацией производства нефтегазового оборудования.  Относительно простые технологии по базовым процессам локализованы и производятся внутри России. Но такие технологии, как гидроразрыв пласта (ГРП), роторные управляемые системы (РУС) заместить гораздо сложнее. 

Меняются и тенденции рынка нефтесервисных услуг. С начала двухтысячных годов нефтяные компании продавали свои сервисные подразделения и ориентировались на независимые структуры. Сейчас «Роснефть» и другие нефтяные компании формируют обратную тенденцию. Нефтедобывающие компании начинают все больше использовать внутренние сервисы. В этом есть определенные плюсы, потому что компании контролируют эти процессы и гарантируют выполнение буровых программ. Но есть и риски снижения стимулов к инновациям.

На долгосрочном горизонте мы видим несколько вызовов для российской нефтедобычи. Да, сейчас концентрация на старых активах позволит поддерживать уровень добычи без больших затрат. Но, с другой стороны, этот ресурс ограничен, необходимо двигаться вперед. Но чтобы развивать эти программы, нужны финансовые ресурсы, а в условиях снижения нефтегазовых доходов Минфин не готов идти на предоставление льгот для поиска методов увеличения нефтеотдачи.

И это серьезный вызов. Объективно существует рост издержек добычи, необходимо инвестировать и в разработку месторождений и в технологии. Пока эти вопросы остаются открытыми. Я думаю, что придется рано или поздно их решать.

* Конференция организована Институтом экономики и управления Уральского федерального университета, Уральским федеральным университетом, АЦ «Эксперт» и журналом «Эксперт-Урал».

 

 Фото: Дмитрий Макурин

 

 

Материалы по теме

ЕС ввел жесткие санкции, которые коснутся уральских предприятий и проектов

Минэнерго РФ: ТЭК России зависит от импортного оборудования в среднем на 60%

«Варьеганнефть» внедряет технологию зарезки боковых стволов на месторождениях Варьеганского нефтяного блока

15-18 сентября в Тюмени пройдет XXII международная выставка «Нефть и газ. Топливно-энергетический комплекс»

ОАО «Варьеганнефть» стало призером окружного конкурса «Черное золото Югры»

Варьеганнефть реализует программу развития инфраструктуры на Варьеганской группе месторождений