25.03.2025

Вице-президент ВТБ: ждем начала цикла снижения ставки во втором полугодии

Вице-президент ВТБ: ждем начала цикла снижения ставки во втором полугодии

По мнению начальника управления по работе с инвесторами - вице-президента ВТБ Леонида Вакеева, снижение ключевой ставки будет плавным и длительным

Решение Банка России сохранить ключевую ставку на уровне 21% было ожидаемым для рынка. На этот раз рынок больше волновал сигнал регулятора. Смягчать сигнал ЦБ не стал, отметив, что продолжит анализировать скорость и устойчивость снижения инфляции. ЦБ по-прежнему ожидает снижения инфляции до 7-8% в текущем году и возвращения к ориентиру 4% в 2026 году.

Что стоит за мартовским решением Центробанка и какова будет дальнейшая траектория денежно-кредитной политики? Об этом «Эксперт-Урал» поговорил с руководителем управления по работе с инвесторами - вице-президентом  ВТБ Леонидом Вакеевым на традиционном Дне Инвестора в Екатеринбурге.  

Кредит как фактор

— Какие аргументы принимал во внимание ЦБ на мартовском заседании?

— Начиная с декабря прошлого года, Банк России, помимо роста цен, дефицита на рынке труда и других факторов значительно больше внимания уделяет анализу темпов кредитования, потому что это один из факторов давления на инфляцию. А статистика говорит о замедлении кредитования. К примеру, ВТБ в целом по итогам прошлого года показал рост портфеля физических лиц на 12,8%, а по итогам четвертого квартала — только на 1,8%. И этот тренд продолжился в первые два месяца текущего года.

— Ваша интерпретация сигнала регулятора?

— Центральный банк говорит о том, что он будет анализировать все факторы в совокупности. Мы считаем, что сигнал указывает на ожидание начала цикла снижения ставки во втором полугодии. Но особенность этого цикла денежно-кредитной политики в том, что в отличие, например, от 2022 года, быстрого снижения не будет: ставка будет опускаться плавно и, наверное, двузначное значение ставки мы будем наблюдать еще долго.

— Но рынок уже сейчас готовится к этому периоду. На счетах населения накоплен большой общем ресурсов. Кому они достанутся после снижения доходности депозитов, и как это повлияет на экономику?

— Да, приток средств существенный. По нашей оценке, общий по системе объем рублевых пассивов в феврале достиг 54,2 трлн. рублей. Но, во-первых, как я уже сказал, мы не ожидаем от Центрального банка резких движений, поэтому мгновенного перетока этой денежной массы на другие рынки не случится.

Постепенно мы увидим разворот интереса инвестора к вложениям в инструменты фондового рынка. И это позитивный момент, этот ресурс позволит решать задачу удвоения капитализации фондового рынка.

Наверное, это позволит поддержать спрос и на рынке недвижимости. Все-таки значительный сегмент населения рассматривает покупку недвижимости, как элемент защиты своих сбережений.

Уроки высокой ставки

— В истории российской банковской индустрии такого длительного периода высокой ставки не было. Какие уроки извлек сам банковский рынок?

— Это научило банковский рынок более эффективно управлять процентными рисками. Это происходит на фоне разных факторов. Мы видим на рынке продолжающуюся консолидацию. Поэтому банки будут и дальше делать еще больший упор на привлечение транзакционных пассивов, на снижение общей стоимости своего фондирования структурно за счёт большего количества более дешевых остатков. И это еще больше подстегивает банки к тому, чтобы улучшать качество своих услуг, увеличивать спектр своего продуктового предложения и больше зарабатывать на транзакционной активности.

 Фото: пресс-служба  ВТБ

Материалы по теме

Член правления ВТБ Чаба Зентаи: бизнес сможет приспособиться к новой реальности через полгода

Чаба Зентаи: восстановление экономики будет исчисляться не месяцами

Прогноз ключевой ставки

Дмитрий Лепетиков: в экономике появились предпосылки для стабильности

ФРС США возглавит Джером Пауэлл

Ставки падают