Российский рынок нержавейки встал из-за безумных цен на никель
Безумная цена на никель на Лондонской бирже металлов (LME) заставила российских металлотрейдеров приостановить продажи продукции из нержавеющей стали на внутреннем рынке.
Ее продавцы и потребители уже неделю с тревогой ждут возобновления на LME торгов по никелю, без которого при производстве нержавейки просто не обойтись.
Напомним, что торги были остановлены утром 8 марта, впервые с 1985 года, из-за слишком резкого роста цен. Стоимость тонны никеля на LME на фоне опасений перебоев в поставках металла, а также принудительного закрытия маржинальных позиций в тот день достигла 100 тыс. долларов за тонну, тогда как еще месяц назад была на уровне 20 — 25 тыс. долларов. Таким образом, был побит установленный в 2007 году исторический рекорд в 51,8 тыс. долларов. Cудя из заявлений на сайте площадки, торги должны возобновиться 16 марта.
От того, как они пройдут, будут зависеть перспективы продажи нержавеющих сталей на российском рынке. Возникшие проблемы уральские металлотрейдеры обсуждали 11 марта в Екатеринбурге в рамках круглого стола «Рынок металлопродукции и металлоконструкций УрФО», организованного Российским союзом поставщиком металлопродукции (РСПМ).
— Если до этого скачка труба нержавеющая на рынке стоила порядка 550 — 600 тыс. рублей за тонну, то теперь нам обозначают ее на уровне от 1 до 2 млн рублей, — поясняет президент компании ООО «УТК-Сталь» Виктор Селиванов. — Цена безумная. Все трейдеры сидят и ждут, что будет.
— Мы до сих пор не можем переварить цену на нержавейку в 1 млн рублей за тонну, — подтвердил генеральный директор АО «Металл-База» Андрей Спицын.
В ряде металосервисных компаний отметили, также приостановили продажу никельсодержащей продукции в связи с ростом цен на никель: «исполняются только долгосрочные контракты». Начальник отдела сбыта ПАО «Ашинский металлургический завод» Алексей Егоров заметил, что его предприятию трейдеры обозначают рост цен на нержавейку на уровне 120%, связывая его со скачком цен на никель и легирующие компоненты, «но пока только устно». Все ждут корректировок на LME.
По мнению Виктора Селиванова, на внутреннем рынке нержавейки возникла очень сложная обстановка, которая будет сохраняться весь 2022 год. И связано это не только с пертурбациями цен на никель. Дело в том, что нержавеющий прокат в России производится в небольших количествах только на мощностях ТМК (СинТЗ и ПНТЗ), лист — только Мечелом, поэтому 80% потребностей России в нержавеющем прокате и более 90% в листе закрывалось импортными поставками главным образом из Европы и Китая, а также Южной Африки. И вопрос сейчас в том, насколько Китай сможет закрывать наши потребности в нержавеющих трубах, листе и сортовом сортаменте. Тем более что в связи с последними геополитическими событиями многие логистические компании отказываются перевозить грузы с металлом в Россию.
— Отстроить новые транспортные потоки одномоментно достаточно сложно. Сейчас очень многие контракты заключаются с иностранными партнерами на условиях самовывоза с завода по предоплате. Никто в цепочке поставок не хочет браться за логистику, пытаясь вопросы с ее решением передвинуть на покупателя: мы вам продадим, только вы сами к нам на завод приезжайте, забирайте и думайте, как его увезти. Потому что условия по доставке сегодня очень турбулентны и не понятны ни по затратам, ни по срокам, — поясняет генеральный директор ООО «Первая металлоснабжающая компания» Роман Кузьмин.
— Металлосервисная компания «Континенталь», например, попробовал найти выход, — отмечает президент РСПМ Александр Романов, — договорившись с поставщиками из Индии, что будет оплачивать им продукцию по мере ее поступления в порт Санкт-Петербурга. Это очень хорошие условия, потому что ряд портов отказались обслуживать суда, проходящие по Суэцкому каналу и Средиземному морю.
Участники рынка заметили, что если бы отечественные металлурги буквально пару лет назад запустили хотя бы один из анонсированных проектов по расширению производства нержавеющего проката в стране, то вопрос с покрытием внутренних потребностей в этом металле был бы закрыт.