Осторожность к риску как фактор
Лучший способ помощи бизнесу со стороны банков — надежная и стабильная работа, недопущение перебоев с расчетами и поддержка кредитными ресурсами, убежден председатель правления банка «Нейва» Константин Левушкин.
В разговоре с председателем правления банка «Нейва» Константином Левушкиным обсуждаем факторы устойчивости банковского сектора.
— Как вы оцениваете эффективность мер поддержки банковской системы со стороны ЦБ?
— На мой взгляд, инструментарий Центрального банка оперативный и достаточный. ЦБ утвердил изменения в нормативные акты, которые позволят проводить реструктуризацию задолженности граждан, пострадавших от пандемии, ипотечных заемщиков и определенных категорий малого бизнеса без необходимости создавать дополнительные резервы на возможные потери по ссудам.
Я считаю очень важным и своевременным разрешение учитывать ценные бумаги в балансах, купленных после 1 марта по цене на 1 марта. Таким образом отрицательная переоценка из-за обвала фондовых рынков не отразится на финансовом результате. Это не приведет к уменьшению капитала и убыткам, что очень важно в масштабах банковской системы. Многие системообразующие банки имеют достаточно большие портфели бумаг. Кроме того, ЦБ дал послабления при расчете нормативов в части учета курсов валют. ЦБ заверил, что при необходимости будет предоставлять объемы ликвидности на поддержку отдельных отраслей, субсидировать процентные ставки по кредитам малому и среднему бизнесу. Важно, что сотрудники подразделений надзора постоянно находятся в контакте с банками и помогают оперативно решать рабочие вопросы.
— Как вы оцениваете текущую ситуацию в экономике?
— Мы разделяем мнение тех экспертов, которые считают, что на этот раз не будет финансового кризиса. С большими проблемами столкнется реальный сектор и это приведет к рецессии, мы видим, что многие сектора уже почувствовали падение выручки, государство анонсировало меры поддержки. Мы считаем, что лучший способ помощи со стороны банков — надежная и стабильная работа, недопущение перебоев с расчетами и поддержка кредитными ресурсами. Учитывая регуляторные послабления, в отличие от предыдущих рецессий, решить эту задачу будет намного проще.
— Насколько устойчива бизнес- модель банка к внешним факторам?
— Наша бизнес-модель — транзакционно-финансовая. Три года назад мы отказались от агрессивного наращивания портфеля юридических лиц и вернулись к этому направлению только в январе этого года. В сегменте кредитования физических лиц мы также придерживались осторожной стратегии. Вообще мы всегда были консервативны к риску, не имели больших спекулятивных портфелей ценных бумаг, поэтому сейчас и не чувствуем сильного влияния внешних факторов. Обычно во время турбулентности главный риск для банков — отток пассивов. На тот раз вкладчики ведут себя спокойно, и по итогам марта мы увидели даже прирост пассивов как по частным вкладам, так и по депозитам юридических лиц. Одно из наших ключевых направлений — валютно-обменные операции. Здесь банк «Нейва является одним из основных маркетмейкеров уже не только на Урале, но и в стране. Естественно, мы сейчас получаем дополнительный доход за счет выросшей волатильности, расширившихся спрэдов. Мы уверены, что наша транзакционно-финансовая модель позволит без потерь пройти еще один период экономического спада.