На нефть давит геополитика
Внешние риски остаются главными факторами влияния на котировки российской нефти
Российская нефтедобыча по-прежнему находится в эпицентре санкционного давления. Не успел рынок отойти идеи ЕС снизить «потолок» цен, как президент США пригрозил вторичным санкциями крупнейшим потребителям «черного золота» — Китаю и Индии. О влиянии геополитических факторов на нефтедобычу «Эксперт-Урал» поговорил с аналитиком ФГ «Финам» Николаем Дудченко.
— Как вы оцениваете последствия угрозы США ввести вторичные санкции на потребителей российской нефти?
— Мы не считаем, что новые санкции смогут существенно повлиять на рыночный баланс. Россия занимает достаточно большую долю в поставках нефти как в Индию, так и в Китай. Мы не думаем, что эти страны откажутся от российских энергоносителей. Кроме этого, за последние несколько лет компании научились обходить действующие ограничения. А обещание Трампа ввести дополнительные вторичные санкции в отношении покупателей российской нефти только подталкивает котировки наверх, так как рынок опасается, что предложение снизится.
— Возможен ли дальнейший рост котировок на фоне ближневосточного конфликта?
— После произошедшей деэскалации в конце июня фактор Ближнего Востока несколько отошел на второй план. Если вновь возникнет ситуация взаимной напряженности, рынок, конечно, будет реагировать на эти новости, но слабее, чем в июне. Причина в том, что Иран так и не осуществил свои угрозы по перекрытию Ормузского пролива, хотя основания для этого были. Кроме этого, мы полагаем, что Дональд Трамп попытается продолжить играть роль примирителя сторон, что может сдерживать Израиль от более агрессивных действий.
Вместе с тем, мы считаем, что пока что окончательно списывать этот фактор со счетов рано. Продолжаются атаки йеменских хуситов на суда в Красном море, США ужесточают санкции против иранской нефти, что может спровоцировать очередной виток эскалации.
В целом геополитические риски продолжают оставаться в фокусе внимания. Вместе с тем мы пока снижаем вероятность возвращения геополитической премии в цену по ситуации на Ближнем Востоке и полагаем, что рынок может быть более осторожен в своих дальнейших оценках.
— Есть ли риски замедления мировой и китайской экономики из-за тарифных войн?
— Тарифные войны становятся одним из ключевых факторов для рынка нефти в настоящее время. Несмотря на пролонгированное 90-дневное перемирие, трек развития ситуации довольно непредсказуем. Мы умеренно оптимистичны в части возможной окончательной сделки США-Китай и полагаем, что это может поддержать цены на нефть.
— Какой вклад в мировую конъюнктуру вносит позиция стран OPEC+?
— Ключевой причиной снижения цены на нефть во II квартале стал фактор OPEC+. Картель начал активнее выпускать дополнительные баррели на рынок, из-за чего цена на нефть «ушла в штопор».
В целом же позиция OPEC+ продолжает оставаться тонким местом. Вместе с тем мы полагаем, что рынок уже в определенной степени заложил более быстрый выход стран OPEC+ из соглашения о добровольном сокращении.
— Каков в итоге, по вашим прогнозам, будет диапазон цен до конца года?
— Во II квартале средняя цена на нефть марки Brent сложилась на уровне 66 долларов за баррель. Мы не считаем, что ситуация в III квартале будет чем-то кардинально отличаться. Вместе с тем, полагаем, что драйверы для роста цены всё ещё окончательно не исчерпаны. Средняя цена в III квартале может сложиться в пределах 67–68 долларов за баррель, а средняя цена Brent по итогам 2025 года — на уровне 70-71 доллара.
Фото предоставлено ФГ «Финам»

