16.03.2021

На каких новостях будут держаться нефтяные котировки

На каких новостях будут держаться нефтяные котировки

После краткосрочного подъема до 70 долларов за баррель на новостях о решении ОПЕК+ и вливании новой порции ликвидности в экономику США цены на нефть вернутся на уровень 50 — 60 долларов за баррель. Пониженный спрос не позволит в этом году котировкам удержаться на высоких уровнях, считает управляющий эксперт ПСБ Екатерина Крылова

Мировая конъюнктура на рынке нефти стала одной из тем совещания Владимира Путина с членами правительства на прошлой неделе. На очередной встрече 5 марта участники ОПЕК+ договорились о сохранении на апрель текущих уровней добычи. Кроме того, Саудовская Аравия снова объявила о продлении дополнительного сокращения сверх квот в объеме одного миллиона баррелей в сутки. Ранее же предполагалось, что в апреле добыча будет увеличена на 0,5 млн баррелей. России при этом разрешено в апреле этого года увеличить добычу на 130 тыс. баррелей в сутки. «Таким образом, Россия с начала действия соглашения восстановит добычу до 90 тыс. баррелей в сутки, это 45% от максимального уровня сокращения, которое было в мае-июне прошлого года», — сообщил вице-премьер Александр Новак.

По его словам, восстановление добычи относительно графика ОПЕК+ идет опережающими темпами, и это позволит России дополнительно реализовать около 3,5 млн тонн нефти. Дополнительная выручка отрасли составит около 125 млрд рублей. Это критично важно для тех субъектов федерации, собственные доходы которых формируются от прибыли нефтедобывающих компаний. На территории макрорегиона Урал и Западная Сибирь в такой жесткой зависимости находятся четыре субъекта федерации: Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пермский край и Башкирия. О ситуации на рынке нефтедобычи мы поговорили с управляющим экспертом ПСБ Екатериной Крыловой.

— Екатерина, участники ОПЕК+ приняли решение продлить действующие ограничения на добычу нефти, хотя в конце декабря 2020 года договорились об ослаблении с 1 апреля. Почему, по вашему мнению, картель пересмотрел свою позицию?

— Да, мы ждали, что участники соглашения будут смягчать квоты. Я думаю, что этот неожиданный разворот связан с тем, что ключевые игроки рынка посчитали восстановление спроса недостаточным, пассажирские авиаперевозки еще не вышли на требуемый уровень, мы видим довольно низкую динамику потребления в американской статистике. Но я думаю, что участники соглашения все равно придут к необходимости смягчения квот, потому что иначе слишком высокие цены на нефть приведут к риску роста предложения. Сейчас уровень запасов в странах ОЭСР находится все еще выше средних пятилетних значений. Поэтому картель оставил ситуацию как есть, решив продолжить наблюдения и анализ. К следующему заседанию в апреле не исключаем изменения решения.

— Как вы оцениваете реализацию договоренностей в отношении России, позволяющих не только не снижать, но и нарастить добычу нефти уже второй месяц?

— Оперативная статистка говорит о том, что в феврале российские добывающие компании продолжили сокращать добычу год к году, но это отчасти было связано с погодными условиями, поэтому показательным будут итоги марта. На финансовый результат отрасли, помимо объемов добычи, окажет влияние демпфирующая составляющая. Правительство намерено скорректировать демпферный механизм на рынке топлива, приведя индексацию заложенных в нем цен в соответствие с уровнем фактического роста цен в рознице согласно годовой инфляции. Этот механизм был введен в 2019 году после скачка цен на топливо весной 2018 года и предполагает, что при низких экспортных ценах на нефть российской марки Urals стоимость топлива на внутреннем рынке в рублях позволяет нефтяникам получать сверхприбыль, частью которой они делятся с бюджетом. Если цены высокие, государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали цены на бензин и дизтопливо внутри страны.

— Насколько весомым фактором в текущей экономической и геополитической ситуации являются договоренности ОПЕК+ в части ценообразования на рынке нефти, есть ли риски повторения ситуации марта прошлого года, когда из-за отсутствия общей позиции котировки на нефть рухнули?

 — Тогда совпало несколько событий одновременно. Участникам картеля нужно было договориться о сокращении и понять, как противостоять пандемии. С тех пор договоренности в основном выдерживаются, пандемия взята под контроль, а бизнес и экономика адаптируются к новым реалиям. Сейчас на цены на энергоносители больше влияют другие новости. В частности, в последние недели мы видели рост котировок нефти, который был связан с ожиданиями принятия пакета стимулирующих мер в экономике США. Ожидание притока ликвидности на 1,9 трлн долларов стимулировало интерес инвесторов к сырью. Фундаментально цены на нефть должны быть ниже, на наш взгляд. Мы видим, что спрос еще недостаточно восстанавливается, есть риски и по предложению. Все эти факторы в совокупности и оказывают влияние на рынок нефти. Но влияние договоренности ОПЕК+ исключать нельзя, потому что ожидания относительно действий или, наоборот, бездействий картеля может также давить на цены.

— Какие факторы будут в этом году определять динамику спроса на нефть, какие будут поддерживать, а какие — ограничивать?

— Спрос во многом зависит от темпов вакцинации: если к середине или к концу года 70% населения мира привьется, то, соответственно, будет и иммунитет, люди начнут больше передвигаться, совершать больше поездок и увеличится спрос на нефтепродукты. Кроме того, многое будет зависеть от того, насколько уверенно будет восстанавливаться потребление, особенно внимательно мы смотрим на Китай, который является ключевым потребителем. Не так давно власти Китая обозначили свою траекторию развития, заявив, что они ждут темпов роста экономики выше 6% и продолжат стимулирование. И здесь ключевым фактором являются темпы наращивания импорта нефти и нефтепродуктов со стороны Китая. По последним данным, у них места в хранилищах на исходе, поэтому они пока не будут так усиленно закупаться. Кроме того, Китай будет смотреть на цены, и пока они высокие, придержит закупки.

— Какой стратегии, по вашему мнению, будут придерживаться американские производители сланцевой нефти и будет ли меняться их вклад в мировую конфигурацию?

— За время кризиса финансовое положение американских производителей ослабло, с другой стороны, себестоимость добычи остается невысокой, в Пермском бассейне себестоимость составляет 35 — 40 долларов за баррель. На фоне высоких цен они смогут наращивать добычу. По последним данным, достаточно много американских компаний впервые с 2010 года смогли сгенерировать рекордно высокий свободный денежный поток в третьем квартале 2020 года. Но они могут направить его не столько на наращивание инвестиций, сколько на выплату дивидендов акционерам или на погашение долгов.

— Откуда может исходить опасность новых неожиданных рисков для нефтяной конъюнктуры?

— Взорвать рынок может появление нового штамма коронавируса, с которым никто не сможет справиться. Есть вероятность роста предложения со стороны Ирана, если США вдруг снимут введенные санкции. Но пока я думаю, что это не актуальные проблемы.

— Ваш прогноз динамики цены на рынке нефти на краткосрочном и долгосрочном горизонтах.

— Цены на нефть Brent на коротком горизонте останутся на повышенных уровнях — возле 70 долларов за баррель. Поддержкой выступает ряд факторов: сохранение ОПЕК+ повышенных квот на сокращение добычи нефти, предоставление экономике США пакета стимулов в 1,9 трлн долларов, позитивные статданные по экономике Китая. Тем не менее, мы считаем, что импульс к росту сырьевых цен при поддержке данных факторов исчерпан.

Сильные данные по Китаю базируются на очень низкой базе прошлого года и не могут быть объективной оценкой восстановления экономики. Ожидания предоставления ликвидности в США способствовали росту цен на нефть в последние месяцы с началом президентства Дж. Байдена. Эффект от решения ОПЕК+ тоже считаем уже заложенным в цены. Ситуация со спросом на нефть еще остается хрупкой, а трудности с вакцинацией населения в Европе (поставки вакцины ожидаются во втором квартале в два раза ниже плановых) как минимум тормозят восстановление. Наши ожидания складываются таким образом, что во втором полугодии цены на нефть будут корректироваться к 55 — 60 долларам за баррель. И здесь я бы обратила внимание на тот факт, что МЭА в отраслевых обзорах пяти месяцев подряд понижает оценки по росту мирового спроса на нефть в этом году. Это говорит о том, что ведущие отраслевые агентства не ждут какого-то рекордного уровня в темпах восстановления. Вероятнее всего, мы не вернемся в этом году на уровень спроса 2019 года, в любом случае динамика будет сдержанная.

 

 

 

Материалы по теме

Россия может выйти из ОПЕК+

Что будет с добычей нефти и ценами на нее

Рубль укрепился. Но это ненадолго

Что будет с ценами на нефть в 2021 году

Переработаем сами

ТНК­ВР инвестирует в разработку месторождений Уватской группы