15.04.2020

Как сталелитейщики справляются с пандемией и кризисом

Как сталелитейщики справляются с пандемией и кризисом

Российские производители стали переживут нынешний спад лучше, чем европейские. Правда, если правительство поддержит спрос через стимулирование инфраструктурного строительства   

Черная металлургия, одна из базовых отраслей российской промышленности, вместе со всей экономикой ощущает давление из-за распространения пандемии по всему миру. О глубине провала мирового спроса на сталь судить пока рано. «Статистика от  World Steel Association показала рост мирового производства стали год к году за январь и февраль на 2,1% и 2,8% соответственно. Но она пока не отражает эффекта от закрытия металлургических производств в Китае и приостановки производств на машиностроительных концернах в Европе», — отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров.

Мировой рынок

Руководитель аналитического блока ИИС «Металлоснабжение и сбыт» Виктор Тарнавский оценивает спад спроса в Китае в феврале примерно в 70 — 80% по сортовому прокату (используется главным образом в строительстве) и на 20 — 30% — по листовому: «На фоне распространения коронавируса  в Китае первым делом закрылись  строительные объекты, потому что на них было занято очень много иногородних работников. А строительная индустрия — основной потребитель сортового проката».

На других рынках, по наблюдениям Виктора Тарнавского, характер динамики спроса несколько иной: «По итогам апреля спад, по моим оценкам, составит в странах Западной Европы и в Турции примерно 50%, в США, возможно, немного меньше, в мировом масштабе — 10 — 15%. В марте провал был меньше, так как уже начал восстанавливаться Китай, а в западных странах карантин еще только вводился, поэтому в среднем за март статистика скорее всего выдаст спад максимум на 5% по миру».

Динамику производства сектора по году прогнозировать рано, учитывая высокую неопределённость, связанную с распространением вируса и его последствиями для мировой экономики. «Цифры производства стали за март в Китае еще не финализированы, а статистика за январь и февраль пока показывала рост производства стали год к году на 7,2% и 5% соответственно, — отмечает Илья Макаров. — Вероятно, цифры за март могут оказаться хуже прошлогодних, однако незначительно, учитывая, что Китай быстро справился с распространением у себя вируса, и закрытие некоторых производств было достаточно кратковременным».

По оценкам Виктора Тарановского, на начало апреля в Европе выведены из эксплуатации мощности по выплавке чугуна примерно на 19 млн тонн в год, остальные переведены на «тихий ход». Некоторые проекты просто приостановлены: «К примеру, группа ArcelorMittal не стала запускать печь в Польше, хотя к концу марта она была отремонтирована». В целом на европейских рынках эксперт ожидает падения производства по итогам апреля примерно наполовину: «Но надо учитывать тот факт, что в Европе много мелких заводов с электропечами, им восстановиться намного проще, чем металлургическому комбинату с доменной печью, это дорогостоящий и достаточно процесс сложный». В США и Канаде объявлено о приостановке шести доменных печей, а это около 7 млн тонн чугуна в год — незначительный объем, считает Тарнавский. По его словам, для США более критичен провал спроса в сегменте нефтегазовых труб из-за снижения объемов добычи нефти: «По этой причине уже пять трубных заводов остановили работу. И для США, и Европы очень болезненна остановка автозаводов — одного из основных потребителей проката.  Правительство Индии, как известно, поставило всю страну на карантин на три недели, и металлургические компании просто поддерживают жизнь, чтобы не разрушать доменные печи, стараясь обойтись минимальным количеством персонала».

Все это не может не отражаться на ценовой конъюнктуре. Впрочем, по словам Ивана Макарова, цены на сталь начали снижаться еще в прошлом году, задолго до распространения пандемии: «В среднем падение цен в 2019 году составило 15 — 20%, они достигли того уровня, когда для большинства производителей в мире производство стали становится убыточным. Снижение цен на сталь частично объясняется снижением цен на сырье — железную руду, коксующийся уголь и лом. В марте падение цен на сырье продолжилось, на железную руду — на 5% год к году до 87 долларов за тонну, на лом — на 22% год к году».

На конъюнктуру также давят большие запасы стальной продукции в портах Китая, сделанные во время карантина. И это может оказать негативное влияние на цены в апреле.

— Металлурги всего мира возлагают большие надежды на то, что карантинные мероприятия продлятся не слишком долго, — говорит Виктор Тарнавский. — Но все понимают, что, вероятнее всего, начнется экономический кризис, и его последствия будут иметь долгосрочный характер. Этот фактор будет сильно ограничивать спрос на стальную продукцию в ближайшие месяцы и влиять на цены.  

Российский рынок

По статистике, до 40% стали, которая выплавляется в нашей стране, идет на экспорт, как следствие, крупные сталелитейные предприятия устанавливают внутренние цены на прокат с экспортным паритетом. «С учетом сложившегося внутреннего рынка присутствует премия к ценам на экспорте. Сейчас эта премия составляет около 70 долларов за тонну», — говорит Иван Макаров.  

Позитивно на рентабельности металлургов сказывается снижение курса рубля к доллару на 20%. Опираясь на фактор девальвации в апреле, российские металлургические компании объявили о повышении цен.

По оценкам Ивана Макарова, внутренний спрос на сталь в России по результатам первых двух месяцев был еще достаточно сильным, рост составил год к году 12% в январе и 5% в феврале, а «результаты марта и апреля, скорее всего, будут несколько хуже прошлогодних показателей, однако точный потенциал снижения достаточно сложно спрогнозировать, так как в России пока не пройден пик заболеваемости».  

Производственные показатели, судя по всему, сильно не пострадают за эти месяцы. «Пока у меня нет данных о серьезных сокращениях выпуска, но очевидно, что остановка строительных объектов отразится на показателях отгрузки», — предполагает Виктор Тарнавский. По его оценкам, спрос со стороны строительного сектора уже упал на 15 — 30%. И это ударит прежде всего по металлотрейдерам, так как  их  основные клиенты — строительные компании. В то же время отечественные производители нефтегазовых труб чувствуют себя более уверенно: «Поэтому на внутреннем рынке, по моим оценкам, снижение спроса будет гораздо меньше, чем за рубежом, от 10 до 20% в апреле, и это, вероятнее всего, будет пик падения. Но российские производители, как и китайские, столкнутся с риском накопления складских запасов».   

Иван Макаров рассчитывает на скорое прохождение пика распространения вируса в России, тогда эффект давления на годовое потребление стали в России будет минимальным и составит в худшем случае до 2% снижения год к году: «Базово мы рассчитываем на нулевой темп роста потребления стали в 2020 году».

Стратегии

Траектория восстановления отрасли во многом будет зависеть от масштаба реализации национальных проектов и стимулирования внутреннего спроса на сталь за счет инфраструктурного строительства.

В 2019 году ведущие российские производители стали представили обновленные стратегии на период до 2023 года, их программы предполагают увеличение капитальных расходов на расширение и модернизацию сталеплавильных мощностей, а также увеличение номенклатуры прокатной продукции.

Иван Макаров считает, что компании не будут пересматривать объявленные инвестиционные программы. Снижение курса рубля станет поддержкой: около 80% себестоимости в отрасли — в рублях, а большая часть выручки — в валюте или привязана к ней. Однако многое зависит от бизнес-моделей производителей. Так, группа ММК в конце марта заявила о продолжении реализации инвестиционной программы в соответствии со стратегией развития, но планы могут быть пересмотрены: «Группа ПАО «ММК» не имеет сложностей с поставками основных видов сырья, а также с поставками оборудования и запасных частей. Все сырьевые ресурсы взяты на особый контроль и отслеживаются как с учетом их потребления в производстве, так и с учетом складских запасов. Компания внимательно следит за развитием ситуации и полностью готова принимать меры для минимизации рисков как для персонала, так и для бизнеса. Тем не менее нельзя исключать негативного влияния пандемии на экономическую активность, цены на сырьевые ресурсы и металлопродукцию в ряде регионов мира».

А вот Группа НЛМК, судя по официальному сообщению от 26 марта, скорее всего, скорректирует стратегии: «В связи с повышенной волатильностью на мировых рынках, связанной со вспышкой COVID-19, Группа отзывает ранее выпущенное руководство по программе капвложений в 2020 году в размере 1,1 — 1,2 млрд долларов США для пересмотра в сторону понижения. Начало некоторых проектов расширения может быть отложено».

Пока российские металлургические холдинги живут, как и вся страна, в режиме ограниченной активности. На всех комбинатах максимально сокращено передвижение персонала. На ММК приостановлены зарубежные командировки и ограничены деловые поездки по территории России. В Группе «Евраз» более тысячи человек, не задействованных в непрерывном производстве, переведены на удаленную работу. В сообщении ОМК отмечается, что большинство московских сотрудников временно работают из дома: «Это никак не влияет на бизнес-процессы компании. Собственная ИТ-инфраструктура и современные инструменты связи позволяют выполнять взятые на себя обязательства и контракты перед клиентами».

«Северсталь» пошла на дополнительные финансовые меры поддержки персонала: 6 апреля председатель совета директоров Алексей Мордашов дал распоряжение о выделении около 500 млн рублей на единовременную выплату сотрудникам. Как заявил Алексей Мордашов, «мы осознаем, что в новых обстоятельствах нам очень важно поддержать каждого. Возникают проблемы с питанием на рабочих местах и дома, с транспортом, другими услугами, приобретением необходимых лекарств и средств дезинфекции и т.д. В этой связи и с учетом возникающих дополнительных личных затрат мы приняли решение выплатить 10 тыс. рублей единовременно в дополнение к заработной плате в апреле 2020 года всем сотрудникам «Северстали», за исключением руководителей, входящих в топ-100».

Материалы по теме

Умеренность и аккуратность

Учиться не дышать

Замкнуть трубу

Глубже в ТЭК

Борьба миров

Стальная независимость