Умеренность и аккуратность

Умеренность и аккуратность Первая половина 2010 года стала периодом посткризисного восстановления реального сектора экономики. За плечами спад, дно и стабилизация. Задача на вторую половину года - удержать темпы роста в промышленности. Препятствие - возможное ужесточение денежной политики Центробанка.

Кончилась на Урале аномальная жара, подходит к концу лето и пора массовых отпусков, начинается деловой сезон. Если все сложится удачно, он станет важной частью последней фазы кризиса в нашем регионе (восстановительного роста) и послужит основанием для будущего развития хозяйственного комплекса.

Фазы кризиса

Чтобы четче отследить экономическую динамику региона, примем условную хронику кризиса. Очевидной представляется такая: первая половина 2008 года - последний стабильный период, вторая половина (фактически с августа - сентября) - обвал; первая половина 2009-го - дно кризиса, вторая половина - преодоление кризисных дисбалансов; первая половина текущего 2010-го - восстановительный рост.

Валовой выпуск промышленности и оборот розничной торговли на Урале 

Рассмотрим динамику промышленного выпуска в номинальном выражении - график 1. Первые два периода (стабильность и обвал 2008 года) отражены на нем совершенно явно. Затем объем отгрузки продукции медленно, но верно восстанавливается на протяжении полутора лет (с начала 2009 года и по настоящий момент) без серьезных провалов. Примерно с того же момента восстанавливаются и финансовые результаты деятельности компаний (график 2). Однако, на наш взгляд, состояние реального сектора в эти полтора года не было однородным.

Финансовые показатели деятельности крупных и средних предприятий Урала 

Обратим внимание на показатели динамики промышленного выпуска и развития основной промышленной инфраструктуры (график 3). В теории при гармоничном развитии экономического комплекса они должны повторять друг друга, расхождение же свидетельствует о дисбалансе. Сравним динамику промышленности и производства электричества на указанном графике: до лета 2009 года второе заметно превышало первое. Это свидетельствует о том, что в январе - июне минувшего года предприятия еще продолжали в экстренном порядке сокращать объемы выпуска, и при этом потребляли энергию впустую, чтобы не прерывать технологический процесс. Естественно, такая ситуация повлекла за собой завышение энергопотребления и рост себестоимости. Но, как видим, с июня 2009 года промышленники сумели нормализовать производственный процесс и выйти на адекватный уровень энергопотребления.

Теперь сопоставим динамику промышленности и развитие грузового транспорта. На протяжении большей части года активность транспорта (ее можно рассматривать как индикатор деловой активности в целом) отстает от динамики промышленного объема, причем в первой половине года это отставание заметно более серьезное. В общем случае это говорит о том, что предприятия вынуждены производить продукцию, несмотря на отсутствие достаточного реального спроса: ее не вывозят. Тот факт, что диспропорция существенно сократилась к началу осени 2009 года, говорит о восстановлении внешней потребности в продукции уральских предприятий (подробнее см. «Винтаж», «Э-У» № 10 от 15.08.10).

Динамика промышленного выпуска и промышленной инфраструктуры на Урале 

С одной стороны, такое сопоставление позволяет качественно отделить первую половину 2009 года от его второй половины. С другой стороны, график 3 показывает, что динамика экономики Урала в первой половине текущего года - это продолжение тенденций, сложившихся осенью 2009-го.

Тем не менее утверждение, что устойчивый восстановительный рост наблюдался на протяжении второй половины 2009 года, на наш взгляд, излишне оптимистично. Если пересчитать объемы промышленного выпуска 2009 года к уровню 2007-го (последний однородно стабильный год перед кризисом), то никакого существенного улучшения ситуации не увидим: производство на протяжении всего года стабильно болталось в интервале 92 - 95% к показателям двухгодичной давности. Тенденция к росту начала проглядывать лишь в ноябре - декабре. Наступивший 2010 год ее закрепил (подробнее см. «Ползи, родной», «Э-У» № 21 от 31.05.10).

Восстановление в промышленности

Чтобы оценить экономическое положение Урала в первой половине нынешнего года, думается, логично в качестве периода отнесения выбрать первую половину 2008 года (предкризисный стабильный период) и сравнить первую половину-2010 с первой половиной-2009 (дно кризиса). В среднем по итогам января - июня текущего года промышленность Урала находилась выше кризисного дна на 12 процентных пунктов (график 4). Так, если в кризисном первом полугодии прошлого года производственный комплекс региона дал в среднем 80% выпуска от уровня 2008 года, то к началу лета-2010 объемы выпуска в натуральном выражении в среднем по уральской промышленности уже подобрались к стандартам 2008 года. В июне-2010 индекс роста составил 96,5% к уровню июня-2008.

Динамика уральской промышленности в первой половине 2009 и 2010 годов

Ситуация с восстановительным ростом сильно диверсифицирована по областям и отраслям (графики 5 и 6). Региональный лидер в абсолютном выражении - Башкортостан. Кризисное падение первой половины 2009 года в республике оказалось минимальным среди рассматриваемых субъектов федерации, а по итогам января - июня 2010 года регион стал единственным, перешедшим от восстановительного роста к действительному. Промышленный выпуск по итогам первого полугодия-2010 здесь превзошел уровень аналогичного периода 2008 года в реальном выражении почти на 8%. Такой стабильностью Башкирия обязана значимой доле в структуре производства пищевой промышленности и нефтехимии (отрасли с самым стабильным спросом), а также вовремя подоспевшему госзаказу в машиностроении.

Прирост (спад) выпуска промышленного производства по результатам первого полугодия 2009 и 2010 годовДинамика уральской промышленности в первой половине 2009 и 2010 годов 

Самый мощный восстановительный рывок, по нашим расчетам, совершил Пермский край. По итогам января - июня 2009 года территория находилась среди основных потерпевших от кризисного обвала: минус 22,5% к уровню производства 2008 года. Но уже к началу лета текущего года отставание от планки-2008 составляло всего 5,5%, то есть восстановление шагнуло на 17 процентных пунктов (у Башкортостана - 14). Преимущества нефтехимических производств и заказов в машиностроении для Прикамья тоже характерны, однако основа экономического оживления здесь - неорганическая химия (производство минеральных удобрений). В первой половине 2009 года калийщики вынуждены были сократить производство на 40% от объемов-2008 (даже больше, чем металлурги), но по итогам минувшего полугодия-2010 отставание от стандартов двухгодичной давности составило всего 7%.

Прирост (спад) выпуска отраслей промышленности Урала по результатам первого полугодия 2009 и 2010 годов

До сих пор сложна ситуация в металлургических Свердловской и Челябинской областях. Безусловно, эти регионы оказались основными кризисными страдальцами - минус 26 - 28% к середине 2009 года в сравнении с соответствующими объемами 2008-го. Но и здесь положительная динамика есть. В большей степени это характерно для Челябинской области - восстановление на 12 процент­ных пунктов (третий результат на Урале после Пермского края и Башкортостана). Хуже положение на Среднем Урале: здесь тенденции разнонаправленные. С одной стороны, спрос на продукцию медных производств (их доля в металлургии региона велика) восстанавливается быстрыми темпами, а уровень цен на мировых рынках достиг предкризисного уровня. С другой стороны, в Свердловской области располагаются значительные цементные мощности, а для производителей стройматериалов выход из кризиса, по нашим расчетам, еще не начинался.

Стабильность в торговле

Более стабильна ситуация в потребительском секторе. Объемы оборота торговли в денежном выражении фактически неизменны с весны 2009 года (график 1). Постоянство денежного оборота в потребительском секторе во многом смягчило замораживание движения денег в промышленности. Динамика торговли в натуральных объемах та же: упав на пару процентов в кризисное полугодие-2009, розница по итогам января - июня этого года приросла к уровню 2008-го на 2,5% (график 7). Амплитуда колебаний в секторе услуг населению еще меньше.

Прирост (спад) выпуска отраслей непромышленного сектора Урала по результатам первого полугодия 2009 и 2010 годов

Безмятежность торговли и услуг, думается, по большей части объясняется уровнем доходов населения. Здесь до сих пор действуют два разнонаправленных процесса: с одной стороны, реальная зарплата в экономике региона начала восстанавливаться с конца лета - начала осени минувшего года (график 3). С другой - как раз на лето и осень 2009 года пришлось вступление в силу многих решений об увольнении сотрудников (решения были приняты в основном в начале 2009 года). Итог этих взаимно компенсирующих процессов - суммарный фонд оплаты труда по крупным и средним предприятиям Урала стабильно держался на уровне 80 - 82 млрд рублей с самого начала 2009 года (график 2).

Кстати отметим, что ситуация с динамикой розницы более однородна по областям рассматриваемого региона, чем восстановительный рост промышленности. Единственное исключение - Свердловская область, где прирост реального оборота торговли за первое полугодие 2010 года к уровню 2008-го составил 12,5%.

Инфляция

Основная задача сейчас - сохранить хрупкое восстановление реального сектора. В противном случае экономика откатится на позиции лета - осени 2009 года и будет лежать на дне. К сожалению, вероятность такого исхода не мала. Одна из его причин - ситуация с инфляцией в национальной экономике (см. «Кобуру застегните» и «Не навреди», «Эксперт» № 33 от 23.08.10).

Рост цен в стране в последние предкризисные годы на фоне резкого сокращения спроса в начале кризисного падения значительно усложнял промышленникам маневр к отступлению - сокращение затрат сообразно падению мировых цен на продукцию оказалось невозможным. В результате экономика попала в ножницы: с одной стороны, режет ухудшающаяся внешняя конъюнктура, с другой - продолжающийся рост издержек, на который производители не в состоянии повлиять (см. «Похороны конца света», «Э-У» № 49 - 50 от 21.12.09).

За период с конца лета-2008 и до конца 2009 года (кризисный обвал, дно и стабилизация) инфляция в стране сжалась с 15 до 5% годовых. Для реального сектора пятипроцентная инфляция - комфортное состояние, возможно, оно во многом способствовало повороту от кризисного лежания на дне к восстановительному росту. Кстати заметим, среди макроэкономистов есть мнение, что скорому росту промышленности после кризиса 1998 года способствовал не только эффект импортозамещения, но и минимальная инфляция, вызванная замораживанием цен на услуги естественных монополий.

Однако теперь замораживать цены на газ, электричество, транспорт, ЖКХ никто не собирается. Более того, они растут «автономно», несмотря на все кризисы, и темпами намного выше пятипроцентных. К тому же с начала весны 2009 года явно ожило банковское кредитование. Это позволило промышленности сдвинуться с мертвой кризисной точки. Однако и привело к возрастанию денежной массы в экономике, что естественно вылилось в возобновление роста инфляции. В начале лета-2010 темп роста цен составлял порядка 7% в годовом исчислении.

Ускорение роста цен уже заставило Центральный банк РФ завершить снижение ставки рефинансирования. Прежде ведомство постепенно давило ее с 13 до 7,75% годовых в 14 приемов за период с февраля-2009 по июнь нынешнего года. Казалось бы, этим можно было ограничиться, рассчитывая, что в противовес приходу в экономику большей массы кредитных денег сыграет серьезное сокращение бюджетных расходов, предпринимаемое правительством страны. К тому же семипроцентный рост цен - это не предкризисные 15%.

Но на беду посткризисному восстановлению случилась засуха. В августе вовсю заговорили о «факторе неурожая», и продовольственные цены по некоторым позициям пошли вверх. Думается, пока оценить истинные причины роста цен (панику, желание перестраховаться, дефицит и т.п.) не представляется возможным, как и сложно еще судить о влиянии удорожания отдельных продуктовых позиций на совокупный рост потребительских цен. Тем не менее активность разговоров о возможном скором инфляционном витке нарастает. И вполне возможно, что правительство в его сдерживании не ограничится одними лишь таможенными запретами и строгостями со стороны Федеральной антимонопольной службы.

И вот проблема: в принципе Центральный банк перед лицом угрозы инфляционного взрыва может включить режим жесткой денежной политики (повышать ставку рефинансирования и нормативы отчислений в Фонд обязательного резервирования). Безусловно, сдерживание инфляции необходимо как минимум для сохранения потребительского спроса (выше мы говорили, что даже о номинальном росте совокупных зарплат пока говорить не приходится). Но в то же время жесткая денежная политика чревата риском погасить едва заработавшее кредитование юрлиц и, как следствие, задушить и без того небыстрый и неустойчивый рост в реальном секторе экономики.

Что следует предпринимать правительству страны и Центробанку - судить не беремся. Ясно одно: выход из сложившейся ситуации искать следует не в крайностях. Многое будет зависеть от гибкости и чуткости решений в экономической политике.

* В рамках этой публикации Тюменскую область, Югру и ЯНАО не рассматриваем - нефтегазовые законы экономического развития в нашей стране в кризис принципиально отличаются от законов развития остальных отраслей.

Материалы по теме

Учиться не дышать

В чем фокус

Критика чистого экспорта

Ждать

Точки на полях

Заведомо худшие условия