11.08.2025

Дорога к трудной нефти

Дорога к трудной нефти

Российские компании вместе с государством постепенно снимают ограничения на пути освоения трудноизвлекаемых запасов «черного золота»

На Урале сейчас идет активная подготовка к Промышленно-энергетическому форуму TNF. Статусное мероприятие пройдёт традиционно в Тюмени в середине сентября. Главная тема форума TNF 2025 - «Технологическое лидерство: объединяя усилия». О вызовах отрасли «Эксперт-Урал» поговорил экспертом Российского газового общества Антоном Соколовым.

Нужен общий знаменатель

— Легкая нефть в России заканчивается, отрасли предстоит работать в основном с трудноизвлекаемыми запасами (ТРИЗ). С помощью каких механизмов, по вашему мнению, придется решать эту задачу?

— В зависимости от того, что именно относить к ТРИЗ, оценки их доли в структуре отечественной минерально-сырьевой базы (МСБ) разнятся от 50% до 65%. Не стоит думать, что это исключительно российская проблема, с деградацией МСБ сталкиваются все страны, ведущие нефтедобычу последние 100 лет, и все активно ищут решения. К примеру, в Саудовской Аравии находится совершенно уникальное по своим характеристикам месторождения Гавар. Но, несмотря на это, интерес к низкопроницаемым коллекторам, которые дополнительно осложнены повышенной вязкостью нефти, в этой стране есть.

По моему мнению, доля ТРИЗ и в добыче, и в запасах, будет только увеличиваться. При этом наши представления о ТРИЗ постоянно меняются: с развитием технологий становятся доступны все новые и новые опции в части запасов. Для их освоения нужны инновации и грамотная государственная поддержка, в том числе и налоговые стимулы.   

На мой взгляд, проблема в том, что у государства, бизнеса и академического сообщества довольно разные представления о решениях этой задачи. Практику государственного управления и   недропользования необходимо привести к общему знаменателю. Эту роль, полагаю, может сыграть классификатор ТРИЗ, подготовленный Минприроды и проходящий сейчас процесс согласования.

Можем заместить

— Какие технологические проблемы на пути к трудной нефти вы бы выделили?

— Разработка выработанных месторождений требует применения более сложных по своему составу заводнений, необходимых как для поддержания нужного давления в продуктивном пласте, так и для более полного извлечения нефти из недр. Если на начальных этапах в пласт можно закачивать просто воду, то на завершающих необходимо комплексировать заводнение с поверхностно-активными веществами (ПАВ). Вопрос в том, что эти реагенты достаточно дороги и производит их в мире довольно ограниченный круг компаний, а у России после 2022 года появились объективные сложности с их приобретением.

Сейчас российские компании достаточно активно работают над собственными реагентами, и уже есть отдельные успешные примеры российской промысловой химии, так что можно надеяться, что на среднесрочном горизонте острота этого вопроса в значительной степени снизится.

— В каких направлениях пока не удастся быстро заместить импортные технологии?

— Сфера, где технологические сложности, вероятнее всего, сохранятся в среднесрочной перспективе – гидроразрыв пласта (ГРП). Эта технология позволяет создавать в породе протяженные трещины, с помощью которых можно добывать нефть из низкопроницаемых коллекторов или сланцевых толщ. Процесс выглядит следующим образом. В скважину нагнетается жидкость-песконоситель, в которой находится расклинивающий агент, (пропант), из-за роста давления в породе формируются искусственные или открываются природные трещины, пропантная пачка размещается в трещине, препятствуя ее закрытию. Гель, в который превращается песконоситель на рабочей глубине, превращается обратно в жидкость с помощью специального состава брейкера, скважина промывается, после чего и начинается добыча. Пропантом может быть как простой песок, так и специализированные алюмосиликатные или керамические шарики, которые дополнительно могут быть обрезинены или осмолены, в зависимости от условий в пласте.   

С точки зрения химии  в России все достаточно неплохо работает несколько крупных производителей пропанта, в том числе и высокотехнологичного.

Но есть проблемы на уровне механики. Для проведения ГРП необходимо большое количество специализированных агрегатов, их называют флотом ГРП. До 2022 года флоты ГРП были исключительно иностранного производства, их или закупали напрямую, или же они использовались так называемой «большой четверкой» иностранных сервисных компаний.

Работа над отечественными решениями началась только после того, как «большая четверка» заявила о намерении покинуть российский рынок. К 2025 году в России наконец, появился первый полностью отечественный флот ГРП, а также были озвучены планы по налаживанию серийного производства. Полагаю, что к серийному выпуску флотов ГРП мы сможем подойти на горизонте 3–5 лет.

Технология ГРП сегодня практически не применяется в отрыве от другой – горизонтального бурения, здесь для российских компаний также есть серьезное окно возможностей.

Дело в том, что современные горизонтальные или наклонно-направленные скважины зачастую характеризуются очень сложными профилями, для проводки которых требуются так называемые РУС (роторные управляемые системы). Это сложный механизм, объединяющий в едином корпусе забойный двигатель, средства управления траекторией, телеметрическую систему, систему связи с поверхностью. Эти системы дороги, требуют специально подготовленных для работы с ними операторов, а в нашей стране они в течение долгого времени были представлены исключительно зарубежными образцами.

Надо сказать, что работа над отечественными РУСами началась задолго до 2022 года, но среди почти десятка компаний, которые взялись за это, до этапа реализации в металле и последующих испытаний добрались только две, а успешно пройти испытания смогла только одна.

Несмотря на определенные успехи, отечественные РУСы находятся еще в начале пути, при эксплуатации встречаются «болезни роста». Тем не менее, их перспективы, по крайней мере из сегодняшнего дня, выглядят достаточно многообещающими на среднесрочном горизонте.

 Фото : архив « Эксперт-Урал»

Материалы по теме

Трудно извлекаемое

«РН-Уватнефтегаз» отправил разведку в Югру

«Сургутнефтегаз» запустил Южно-Нюрымское месторождение в Тюменской области

Впереди шельфы, на которые мы не выходили

«Оренбургнефть» открыло новое месторождение

«Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» разработал пятилетнюю стратегию развития