Впереди шельфы, на которые мы не выходили

Стратегия развития Ямала

Стратегия развития Ямала

Амбициозные планы Ямала, направленные на наращивание объемов добычи углеводородов и расширение масштабов их переработки, реализуются благодаря управленческим усилиям региональной власти и компаний ТЭК, работающих в автономном округе

В сентябре на ямальском полуострове Гыдан введено в промышленную эксплуатацию Восточно-Мессояхское месторождение — самое северное из разрабатываемых нефтяных материковых месторождений России. Инвестиции в освоение Мессояхи составили 85 млрд рублей. По словам губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина, к 2020 году планируется увеличить объемы добычи нефти как минимум в два раза — до 44 млн тонн:

— Перспективы развития хорошие. До конца года будет введен в эксплуатацию трубопровод Заполярье — Пурпе — Самотлор. Это один из крупнейших объектов нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан, по которой нефть пойдет в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. С его запуском связан и ввод еще одного масштабного проекта — Пякяхинского месторождения (ЛУКойл). В Арктике мы становимся серьезными игроками по реализации нефтяных проектов.

Об основных векторах развития экономики региона губернатор рассказал «Э-У».

— Дмитрий Николаевич, в 2017 году планируется вывести на проектную мощность Бованенковское месторождение. Как это скажется на объемах добычи углеводородов на Ямале?

— Да, Бованенковское набирает обороты. Это уникальное месторождение, его уже разведанные запасы составляют почти 5 трлн кубометров газа. Проектный объем добычи — 115 млрд кубов год, в перспективе объем будет доведен до 140 миллиардов. Для сравнения: вся Россия в год добывает 600 — 650 миллиардов, то есть фактически только Бованенковское может давать около четверти всего объема газа страны. Здесь будут работать три газовых промысла, два из которых суммарной мощностью 90 млрд кубометров уже введены в эксплуатацию. Добыча на месторождении наращивается поэтапно с учетом потребностей рынка. Как сложатся эти потребности, определяется рядом факторов: от того, насколько холодной будет зима в Европе, до «температуры» политических отношений.

Общая картина добычи углеводородов на Ямале не вызывает опасений. Сейчас в округе 60 предприятий владеют 246 лицензиями на право пользования недрами. Работа идет стабильно, с уверенным ростом потенциала — сырьевого и производственного. Но надо понимать, что сегодня не работает принцип «даешь любой ценой». И газовики, и нефтяники руководствуются прежде всего факторами конъюнктуры рынка. Другой вопрос — возможность оперативно реагировать на эти меняющиеся условия. Именно эти возможности и дает углеводородный потенциал Ямала, производственные, технологические и транспортные мощности энергетических компаний. Согласно планам компаний, газа в 2016 году в округе будет добыто примерно столько же, сколько и в 2015-м. Но возможности для наращивания объемов созданы и продолжают создаваться.

Таких объемов добычи никогда не было

— Какие у вас прогнозы по добыче нефти?

— Планы по наращиванию добычи нефти в регионе очень масштабны и совершенно реальны. Мы становимся свидетелями того, как на Ямале происходит существенный, я бы сказал — исторический рост добычи жидких углеводородов. Конденсата в 2016 году планируется добыть на 22% больше, чем год назад, нефти — более чем на четверть. Причем этот рост будет продолжаться: если в 2015 году на Ямале добыто чуть больше 20 млн тонн, то к 2019 году планируем выйти на уровень 38 млн тонн в год. В итоге, я уверен, к началу 2020-х годов мы достигнем уровня примерно в 44 — 45 млн тонн нефти в год. Тем более впереди — шельфы, на которые мы еще не выходили.

А историческим рост я назвал, потому что таких объемов нефти на Ямале не добывалось никогда. Это обусловлено увеличением возможностей энергетики России. Например, Новопортовское месторождение было открыто полвека назад первым на полуострове Ямал. Но ни технологий добычи, ни возможностей вывоза нефти не было. Это стало возможным только сейчас. И теперь «Газпром нефть» с помощью нефтеналивного терминала «Ворота Арктики», команду на ввод которого дал президент РФ, по Севморпути поставляет на мировой рынок новый сорт нефти Novy Port. При этом качество нашего, ямальского, сорта нефти отличное, оно более высокое, чем у марки Brent, и поэтому торгуется к ней с премией.

— Рост добычи обеспечивается и за счет ввода в промышленное освоение новых месторождений.

— Да, это Ярудейское (Новатэк) и Новопортовское («Газпром нефть») месторождения. За недавним вводом Восточно-Мессояхского месторождения планируется освоение Западно-Мессояхского. Для понимания: за время разработки месторождения объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составит около
1 трлн рублей.

— Знаковый проект.

— Он доказывает, что органы власти автономного округа создают комфортные условия для бизнеса. Кроме того, такие проекты сказываются на общем социально-экономическом развитии Ямала. Напомню, у правительства ЯНАО — традиционные соглашения с компаниями ТЭК, и они выполняются, несмотря на непростую финансово-экономическую ситуацию на мировых рынках энергоресурсов.

— Как стимулировать добычу трудноизвлекаемой нефти?

— Проблема эта актуальна и для России в целом, и для Ямала в частности. Амбициозные планы по увеличению объемов добычи нефти будут во многом зависеть от добычи трудноизвлекаемой нефти. Если общие запасы нефти на Ямале составляют около 5 млрд тонн, то половина из них — это трудноизвлекаемая нефть.

Общая картина добычи углеводородов на Ямале не вызывает опасений. Сейчас в округе 60 предприятий  владеют 246 лицензиями на право пользования недрами

Стимулировать эту добычу, на мой взгляд, нужно по двум направлениям. Первое — федеральное правовое обеспечение экономической эффективности добычи трудноизвлекаемой нефти. Проще говоря — льготное налогообложение. Второе — формирование комплекса условий для снижения издержек при добыче, в частности — создание транспортной инфраструктуры. Значительная часть запасов нефти находится за Полярным кругом, в труднодоступных даже по меркам нашего округа местах. Понятно, что освоение новых территорий, расположенных в экстремальных климатических зонах и необеспеченных транспортной инфраструктурой, всегда дороже, требует значительных капитальных затрат. Поэтому мы предоставляем компаниям региональные льготы и полностью поддерживаем существующие льготные режимы для месторождений полуостровов Ямал и Гыдан, шельфа, а также трудноизвлекаемых запасов полезных ископаемых. Мы выступаем за упрощение налогообложения, в основе которого лежал бы понятный принцип взимания налога с чистого дохода по единой ставке. Кстати, о необходимости налогового стимулирования добычи нефти в сложных условиях президенту России на торжественной процедуре ввода Восточно-Мессояхского месторождения говорил глава Роснефти Игорь Сечин. При этом российские нефтяники, несмотря на все сложности, создают новые центры нефтедобычи, арктические терминалы, вводят месторождения, то есть делают все, чтобы в этих непростых условиях наращивать добычу. И за это мы им благодарны, потому что это очень важно для Ямала и России.

Позиции на мировом рынке

— Как вы оцениваете реализацию ключевых для Ямала инвестпроектов?

— Все, что задумано, воплощается в жизнь. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но уверенно обретает реальность. Хотя настоящий прорыв в Арктику у нас впереди. Думаю, он будет обусловлен двумя стратегическими направлениями — это масштабное развитие переработки и, конечно, формирование новой арктической транспортной инфраструктуры. Этот этап развития экономики Севера России уже отчетливо виден. Наращивают объемы производства Вынгапуровский ГПЗ, Пуровский ЗПК, не за горами ввод Новоуренгойского газохимического комплекса. И, конечно, ждем старта проекта «Ямал СПГ», когда через порт Сабетта начнем поставлять сжиженный газ по Северному морскому пути.

— Первую продукцию «Ямал СПГ» даст в 2017 году. Как вы оцениваете перспективы проекта в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке сжиженного природного газа?

— «Ямал СПГ» — прорывной во всех отношениях проект. Мировой рынок СПГ оценивается в 120 млрд долларов и постоянно растет. Россия должна и будет играть в этом бизнесе значительную роль, соответствующую статусу великой энергетической державы. Напомню, по итогам совещания о реализации «Ямал СПГ», которое состоялось в Салехарде в 2013 году, Владимир Путин подписал перечень поручений. Поэтому успешная реализация проекта «Ямал СПГ» ни у кого не вызывает сомнений. Более того, есть решение о строительстве второго, а в перспективе и третьего завода по производству сжиженного газа.

Кстати, тогда же, на салехардском совещании, глава государства отметил и инфраструктурное значение Сабетты, сказав, что порт должен сыграть роль одной из опорных точек Северного морского пути. Строительство Северного широтного хода (Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево) является важным условием транспортного обеспечения освоения богатейших месторождений Северного Урала. Проект позволяет сформировать стратегически важный транспортный полигон, дополняющий Транссибирскую магистраль с потенциалом выхода к Арктике. Уже есть подтверждение на планируемый объем перевозок по Северному широтному ходу в объеме около 25 млн тонн в год.

В состав Арктического транспортного коридора входят шесть звеньев: мост через реку Надым (в сентябре 2015 года введен в эксплуатацию автомобильный мостовой переход); линейный участок Северного широтного хода от Надыма до Салехарда; мост через Обь в районе Салехарда (проект разработан, положительное заключение Главгосэкспертизы России получено). Четвертое звено — путь от станции Обская до станции Бованенково, которая сейчас является конечной точкой железной дороги, построенной Газпромом в начале этого века для освоения Бованенковского месторождения. Пятое звено — участок железной дороги от Бованенково до морского порта Сабетты (проект разработан). И, наконец, шестое звено — сам новый морской порт Сабетта, который уже обеспечивает больше половины всего грузооборота Севморпути. Арктический транспортный коридор откроет стране кратчайший выход к Севморпути, повысит транспортную безопасность России, обеспечит своевременную и полномасштабную реализацию государственной Стратегии развития Арктической зоны РФ, надежно обеспечит геополитические и макроэкономические позиции страны в Арктике.

Все, что не убивает, делает сильнее

— Как вы оцениваете развитие промышленности в регионе в условиях санкций?

— Общая финансово-экономическая ситуация не могла не отразиться на реализации проектов — мы живем не на другой планете. Но, как известно, все, что нас не убивает, делает нас сильнее. И санкции, и высокий курс валют, считаю, помогли экономике России. Не без труда, но ситуация стала меняться к лучшему. Так, при строительстве «Ямал СПГ» значительная часть используемых мощностей — импортного производства, а при строительстве второго ямальского завода по сжижению природного газа «Арктик — СПГ-2» Новатэк намерен применить 70 — 80% оборудования и материалов, произведенных в России.

Минэкономразвития России дает анализ — «сезонно очищенный спад ВВП практически остановился». По прогнозу министерства, ВВП в 2017 году не намного, но уже вырастет. Это вопреки фактически мировому давлению на экономику России. Эксперты называют это переломным моментом в экономике страны. С учетом того, как развивается экономика России на Ямале, я склонен в это верить.

В первом полугодии округ сохранил лидирующие позиции в стране по объему промпроизводства, на 3,5% увеличились физические объемы промышленного производства. Причем наиболее значительный рост, 13,3%, продемонстрировал обрабатывающий сектор. Что особенно радует, это произошло за счет роста производства нефтепродуктов. Так что экономическая статистика подтверждает верность стратегического направления на диверсификацию производства и развитие переработки. Уверен, мы добьемся того, чтобы перестать считаться сырьевым регионом, сырьевой страной.

— Как вы оцениваете работу регионального правительства с инвесторами?

— Правительство округа постоянно работает над созданием благоприятных условий для инвесторов и привлечением на территорию округа крупного капитала. В регионе действует инвестиционный совет, работает комиссия по отбору приоритетных инвестпроектов. Таким инвесторам оказывается господдержка в виде льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль. Да, некоторые объемы мы недополучаем сегодня. Зато уверены в том, что уже в ближайшей перспективе, благодаря новым проектам, мы будем иметь рост налоговых поступлений в окружной бюджет. Эти средства пойдут в том числе на строительство жилья, социальные объекты, больницы, школы, — что означает улучшение жизни каждого ямальца.

Результатом такой политики стало то, что в первом полугодии 2016 года объем инвестиций в экономику региона превысил 350 млрд рублей. Это в сопоставимых ценах почти на 20% больше прошлогоднего уровня. Причем 99% всех инвестиций — это инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий.   

Материалы по теме

«Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» разработал пятилетнюю стратегию развития

Андрей Мисюра официально возглавил Минпром Свердловской области

Как победить Голиафа

АЦ «Эксперт-Урал» подготовит Концепцию экономического развития города Уфа до 2030 года