16.06.2020

ЦБ готов к агрессивному снижению ключевой ставки

Эксперты уверены, что российский регулятор 19 июня снизит ключевую ставку более чем наполовину. Но в условиях высоких рисков от этого кредиты дешевле не станут, а рубль ослабнет

В пятницу, 19 июня, совет директоров Банка России будет рассматривать значение ключевой ставки. На этот раз интрига практически исключена. Регулятор дал рынку однозначный сигнал: 8 мая в ходе традиционной пресс-конференции председатель ЦБ Эльвира Набиуллина допустила возможность снижения индикатора на 100 базисных пунктов (б.п.), то есть с 5,5% до 4,5%. До этого российский регулятор достаточно долго шагал вниз на четверть или половину. На предыдущем заседании 24 апреля ЦБ снизил ключевую ставку на 50 пунктов до 5,5%.

Сейчас все говорят о возможности более решительного изменения. Инфляция в апреле хоть и ускорилась с мартовских 2,5% до 3,1% год к году, но индикатор находился в пределах целевого показателя в 4%. Текущая ситуация в экономике соответствует оценке Центробанка, который прогнозировал спад ВВП во втором квартале года на 8%. Уровень экономической активности в России низкий. Поэтому прогнозы аналитиков сейчас строятся вокруг диапазона снижения и дальнейших шагов российского регулятора.

Главный аналитик ПСБ Денис Попов видит все условия для снижения ставки до 4,5%:
 — Экономика требует поддержки в виде смягчения монетарных условий. Сжатие совокупного спроса обеспечивает устойчивое преобладание дезинфляционных факторов, таким образом формируется существенный потенциал для смягчения денежно-кредитной политики.

Единственный фактор, который, по мнению Дениса Попова, теоретически может помешать ЦБ снизить ставку так существенно — резкое ухудшение ситуации на финансовых рынках.

Аналитик QBF Олег Богданов также допускает вероятность снижения ключевой ставки на 100 б.п.:

 — Руководство Банка России в последнее время часто намекало, что ключевая ставка должна приблизиться к уровню инфляции. В этом направлении наш ЦБ и движется. Скорость движения определяет экономическая ситуация, которая из-за карантина, вызванного коронавирусом, серьезно ухудшилась. Уровень инфляции остается невысоким: последние данные за июнь показали нулевой прирост за неделю.

Директор Центра исследований и экспертиз Финансового университета при правительстве РФ Венера Шайдуллина видит диапазон снижения в связи с укреплением рубля и слабой инфляцией от 50 до 100 б.п.

 А вот главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова считает, что ЦБ будет выбирать между снижением ставки на 50 или на 75 б.п.:

 — До этого глава ЦБ говорила о необходимости оказать поддержку, когда экономика будет выходить из карантина, и текущий момент как раз выглядит подходящим для выполнения этого обязательства. В пользу снижения ставки говорит нулевая инфляция за первые 8 дней июня и в целом значительное замедление темпа роста цен по сравнению с мартом-апрелем.

При этом Наталия Орлова обращает внимание на внешние факторы:

 — Средний уровень номинальных ставок по странам развивающихся рынков сейчас меньше 4%, и это говорит о давлении внешних факторов в пользу снижения внутренних ставок. При этом, поскольку правительство в этом году настроено серьезно увеличить объем заимствований по сравнению с первоначальным планом, уровень ставок не должен снизиться избыточно, чтобы это не ударило по привлекательности внутреннего рынка.

По мнению Наталии Орловой, такое сочетание факторов говорит о том, что снижение ставки на 100 б.п., ожидаемое консенсус-прогнозом и рынком, выглядит избыточным и создаст ощущение форс-мажора, в то время как задачей ЦБ является управляемое снижение стоимости денег в экономике: «Так что снижение на 75 б.п. представляется более адекватным в данной ситуации».

Еще меньшего шага ожидает председатель правления банка «Фридом Финанс» Геннадий Салыч:

— ЦБ изменяет ставки, руководствуясь оценками, построенными на основе анализа динамики индекса потребительских цен (ИПЦ) и экономического спроса. В текущей момент наблюдается несколько противоречивая картина статистики, которая осложняет прогноз. С одной стороны, инфляция в РФ составила по итогам апреля более 3% (г/г) и, по нашим прогнозам, нацелилась на уровни вблизи 4% к середине года. Этот фактор может свидетельствовать не в пользу смягчения денежно-кредитной политики ЦБ. Однако в своих комментариях руководство ЦБ неоднократно говорило о том, что ускорение инфляции в середине года под влиянием роста курса рубля является временным, транзитным явлением. Впрочем, оценки ИПЦ по итогам 2020 года все же со стороны ЦБ повышены и сохраняются по итогам мая на уровне 3,8 — 4,8% год к году. С другой стороны, стоит учитывать изменения в монетарной политике ЦБ. Вслед за активным наращиванием денежной базы и массы в рамках количественного ослабления ФРС США Банк России также активизировал процессы, формирующие ускорение темпов роста российских денежных агрегатов и базы. В текущий момент происходит довольно значительное увеличение денежной базы к ВВП, что теоретически снижает средне- и долгосрочные инфляционные риски, и в итоге является фактором, свидетельствующим в пользу смягчения кредитной политики ЦБ в июне. Однако монетизация экономики РФ по-прежнему представляется низкой и это, как представляется, ограничивает ЦБ в возможности снижать ставки в рамках указанной системы оценок.

Кроме того, Геннадий Салыч считает необходимым при формировании прогноза итогов заседания совета директоров 19 июня учитывать повышенные риски в кредитно-финансовом сегменте, где уровень просроченной задолженности только по официальным данным ЦБ составляет максимальные за 20 лет 7,5%:

 — Исходя из ситуации в банковской сфере, в антикризисный пакет должны быть включены меры по докапитализации банков и помощи заемщикам. Их объем, исходя из опыта кредитного шока 2008 года, должен составлять на начальном этапе еще порядка 3 — 5% ВВП. В данной ситуации мы вместе с рынком ожидаем снижения ключевой ставки Банка России на июньском заседании, однако полагаем, что оно будет минимально возможным исходя из обычной практики ЦБ, — 0,25%.

Почти все эксперты видят положительный эффект более решительного движения индикатора вниз:

— Безусловно, для экономики это будет большим стимулом. Упадут ставки по всем видам кредитов, компаниям и гражданам будет легче рефинансировать свои долги, — говорит Олег Богданов.

Снижение ставки позволит активнее задействовать инструменты кредитного стимулирования деловой активности, снизить затраты бюджета на обслуживание госдолга, считает Денис Попов: «К тому же, около 50% кредитного портфеля юрлицам сформировано с использованием инструмента плавающей кредитной ставки. Снижение ключевой ставки окажет прямую поддержку бизнесу, снизив нагрузку на обслуживание кредитов».

 — Не стоит забывать, что самая главная опасность снижения ключевой ставки — это обесценение рубля. Но ЦБ считает, что подобные риски сейчас несущественны, — обращает внимание на побочный эффект Венера Шайдуллина.

Финансовые рынки, вероятнее всего, уже заложили возможный исход решения 19 июня, полагает руководитель инвестиционного направления MKB Private Bank Валентин Журба:

 — На предстоящем заседании сюрпризов не будет. ЦБ ранее уже анонсировал снижение ставки, в связи с чем реакция рынка будет ближе к нейтральной, а данное решение не должно иметь сильного эффекта, так как все уже готовы к этому.

 

Единственный из опрошенных нами эксперт, сомневающийся в эффективности шага на 100 б.п., — макроаналитик Райффайзенбанка. Станислав Мурашов:

— Заметно более низкая ставка, на наш взгляд, не сможет сделать стимулирующие кредиты реальному сектору существенно более доступными, так как кредитный риск остается все еще высоким. Это не подстегнет инвестиции, но может создать риски для усиления оттока капитала и ослабления рубля в перспективе, по мере выхода экономики из самоизоляции. Кроме того, если предстоящее вероятное смягчение политики является упреждающим (front-loaded) и дальнейшие темпы смягчения политики будут снижены или вовсе сойдут на нет, это может заметно охладить рынок ОФЗ, что на фоне необходимости финансирования бюджетного дефицита было бы крайне нежелательно.

Почти все эксперты при этом уверены в дальнейших намерениях российского регулятора продолжить политику смягчения. На прошлой неделе аналитики Bank of America сделали смелое заявление о том, что к концу года ставка в РФ может составить 3,5%.

Венера Шайдуллина также видит возможное снижение ключевой ставки еще на 1% до конца года.

Наталия Орлова ждет снижения ставки как минимум до 4%, то есть после 19 июня она будет снижена еще по меньшей мере дважды:

— При этом растет вероятность, что до конца года уровень ставки может снизиться и более существенно, но это будет зависеть от масштабов спада экономики, дефляционных рисков, внешних факторов. Сейчас этот сценарий не является нашим базовым.

Денис Попов также считает, что многое будет зависеть от силы дезинфляционных факторов: «Сейчас наш базовый прогноз по ставке — 4,5% на конец года. Но если инфляция закрепится ниже прогнозного тренда ЦБ (3,8 — 4,8%), то регулятор может продолжить снижение ставки и, по нашему мнению, вероятность реализации данного сценария вырастет».

Материалы по теме

Что будет после снижения ключевой ставки

Завтра ЦБ примет решение по ключевой ставке: сюрпризов не ожидается

ЦБ снизил ключевую ставку

Ключевая ставка снижена. Что дальше? Прогноз аналитиков

Интрига накаляется: пойдет ли ЦБ на снижение ставки 25 октября?

Ключевая ставка не разгонит экономику