Бежать впереди паровоза*

Фондовый рынок

Фондовый рынок

Основной результат 2018-го на фондовом рынке — активизация частного инвестора. Перспектива 2019-го — включение в борьбу за него госбанков, что кардинально изменит сложившиеся на два десятилетия правила конкуренции

Для российского фондового рынка ушедший год выдался неоднозначным. По ряду индикаторов рынок показал рекордные значения, по некоторым позициям — откат. Тенденции развития инвестиционной индустрии мы обсудили с профессиональными участниками рынка в ходе круглого стола «Фондовый рынок 2019» в редакции журнала «Эксперт-Урал».

Какие дивы

2018 год запомнится позитивом в сегменте акций: индекс полной доходности Московской биржи поднялся почти на 19,9%, заняв одну из лучших позиций в мире среди 36 национальных индексов. По данным биржи, в обращении находятся акции 220 эмитентов. Наибольшую ликвидность по-прежнему демонстрируют акции Сбербанка, Газпрома, ЛУКойла. Новых эмитентов на рынке появляется все меньше.

Весомый вклад в повышение привлекательности рынка акций для инвесторов вносит дивидендная политика российских компаний. Сначала под давлением государства правилу обязательного начисления дивидендов начали следовать госкорпорации, затем подтянулись частные компании. Есть и специфичные факторы: многие компании в целях повышения капитализации вводят программы обратного выкупа акций и в рамках их исполнения показывают предсказуемость дивидендного потока. Итог — дивидендная доходность индекса Московской биржи составила в 2018 году примерно 6% против 1,68% в 2010-м.

К провалам года можно отнести ситуацию в сегменте облигаций. Все большее развитие получает ориентация на локальные заимствования, в том числе в валюте: доля локальных размещений облигаций выросла с 50% в 2010 — 2013 годах до 81% в 2014 — 2016-м. С одной стороны, ЦБ декларирует необходимость замены банковского финансирования облигационными заимствованиями, с другой — принимает меры к сокращению ломбардного списка (в него входят ценные бумаги, которые банк России принимает в качестве залога при предоставлении кредитов банкам), что снижает привлекательность этого вида активов для банков, выступающих основными инвесторами в сегменте облигаций. Результат: объем размещений корпоративных облигаций сократился на 17%, объем вторичных торгов — на 7%, по объемам размещений вырос только сегмент купонных облигаций Банка России.

Не корми лосей

Лучшие позиции показали индикаторы, характеризующие присутствие частного инвестора. По данным Московской биржи, в 2018 году на фондовый рынок пришло 540 тыс. новых клиентов-физических лиц, общее количество частных инвесторов на бирже перешагнуло рубеж в 2 млн человек, доля физлиц в структуре торгов акциями вышла на уровень 35%. Наиболее характерным индикатором служит прирост активных клиентов, совершающих хотя бы одну сделку в месяц: за пять лет — 142%, за последний год — 74%. Биржа отнесла к категории активных более 190 тыс. клиентов. В результате инструменты фондового рынка переходят в разряд популярных форм сбережений: доля ценных бумаг в денежных накоплениях населения за последние два года выросла с 8 до 16%.

Кроме общеэкономических факторов (снижения ключевой ставки и последовавшего за этим падения доходности депозитов) существенный вклад в результаты 2018 года внесли совместные усилия регулятора и индустрии по стимулированию частых инвесторов. Однозначно позитивный эффект дали индивидуальные инвестиционные счета (ИИС). С помощью этого относительно простого инструмента многие банковские вкладчики впервые попробовали себя в качестве инвесторов на фондовом рынке: владелец ИИС, кроме возможности более доходных вложений в акции и облигации, имеет преимущества в виде налогового вычета. За 2018 год количество ИИС на Московской бирже выросло практически на 300 тысяч, сейчас на бирже зарегистрировано более 600 тыс. счетов.

Наибольшую активность в работе с ИИС и населением в целом продемонстрировали крупные банки: к концу прошлого года количество клиентов Сбербанка превысило полмиллиона, ВТБ — 300 тыс. человек. Имея обширную розничную базу, крупнейшие игроки смогли повысить эффективность привлечения массового инвестора через автоматизацию значительной части бизнес-процессов и запуск собственных торговых платформ.

Начальник отдела брокерского обслуживания и продаж инвестиционных продуктов Уральского банка ПАО Сбербанк Дмитрий Бирюков считает, что именно цифровые технологии сделали возможным прорыв: «Благодаря развитию дистанционных каналов мы смогли предложить интересные инструменты сбережений очень большому количеству наших клиентов, в том числе и на отдаленных территориях».

Директор филиала компании «Открытие Брокер» в Екатеринбурге Игорь Горбунов уверен, что важнейшим фактором конкурентоспособности в будущем будет качество сервиса: «У нас наработаны сильные компетенции по персональному сопровождению клиентов, которым нужны индивидуальные инвестиционные рекомендации. Об этом говорят цифры: за прошлый год совокупные клиентские активы “Открытие Брокер” выросли более чем на 60%, достигнув исторического максимума в 154 млрд рублей. Второй фактор — внедрение цифровых сервисов. В последние месяцы уже более половины счетов в нашей компании открывалось удаленно, а в январе их доля превысила 60%. Прошлой весной мы запустили удобное мобильное приложение, и сейчас видим в сервисе интенсивный рост объема клиентских операций».

Сработали и интересные продуктовые решения, которые индустрия смогла предложить клиентам. Так, при наличии на бирже фонда, инвестирующего в разные целевые активы (ETF), можно сконструировать аналог розничного ПИФа без дополнительных затрат денег и времени. Появились также фьючерсы на цветные металлы и на индекс американского рынка.

Факторов, которые позволили бы закрепить достижения 2018 года и сформировать долгосрочный тренд роста присутствия частного инвестора на фондовом рынке, не так много. Зато негатива достаточно. Извне будут влиять санкционная риторика, признаки торможения динамики мировой экономики, угроза падения рынка акций и валют развивающихся стран. Внутри страны приток новых клиентов на фондовый рынок будет ограничен низким уровнем платежеспособности граждан: рост доходов населения сегодня не обещают даже самые оптимистически настроенные экономисты (подробнее см. «Министерство экономического чуда»).

Скорее всего, не стоит больше рассчитывать и на поддержку законодателя. Взрыв интереса к инвестициям в инструменты фондового рынка был вовремя поддержан рядом налоговых новаций: введена норма освобождения от НДФЛ ставки купона по корпоративным облигациям в пределах ставки ЦБ РФ + 5% , что сравняло налогообложение банковских вкладов и облигаций. Затем была введена норма, предусматривающая освобождение от НДФЛ дохода в случае долгосрочного владения ценными бумагами при определенном объеме операций с ними со стороны инвестора. А с 1 января этого года освобожден от налога доход в виде курсовой разницы при продаже и погашении еврооблигаций Минфина.

Но это, похоже, все. Судя по последним дискуссиям, регулятор больше не будет инициировать стимулирующие налоговые меры, сейчас его усилия в наибольшей степени будут сконцентрированы вокруг создания модели индивидуального пенсионного капитала.

Основным фактором удержания вошедших во вкус частных инвесторов и привлечения новых станут усилия самой инвестиционной индустрии по поддержке качества сервиса.

Правда, появление на поле крупных игроков в виде госбанков кардинально изменит сложившиеся на два десятилетия правила игры. «Основной риск для конкуренции в ближайшее время в том, что на фондовый рынок выходят крупные банки, что может привести к незнакомой пока фондовому рынку, но характерной для банковского сектора концентрации. Это станет вызовом, на который нужно будет найти ответ», — сообщил в недавнем интервью агентству Reuters президент НАУФОР Алексей Тимофеев. Эта тема и станет, вероятнее всего, ключевой темой года в дискуссиях профессионального сообщества о будущем индустрии.      

*Заголовки в тексте - см. словарь трейдерского сленга  

Дополнительные материалы:

К новым стандартам

Основной вектор развития инвестиционной индустрии на российском фондовом рынке будет направлен на повышение качества сервиса и внедрение цифровых технологий, считает директор филиала QBF Екатеринбург Кирилл Богданов

— В 2017 и 2018 годах мы увидели большой приток клиентов на фондовый рынок: этому способствует не только общая экономическая ситуация, но и тенденции развития фондового рынка в России. Все больше эмитентов начинают выплачивать дивиденды довольно высокого уровня, причем в практику входит правило выплаты промежуточных дивидендов. В результате наши клиенты обращают внимание на возможность формирования дохода за счет не только курсовой разницы акций, но и получения части прибыли от успешной работы российских акционерных компаний, которым они поверили. С этой точки зрения начинающийся дивидендный сезон-2019 обещает быть еще более интересным, чем 2018-й.

На наш взгляд, основной вектор развития на российском фондовом рынке будет направлен на повышение качества сервиса. Второй вектор повышения конкурентоспособности связан с эффектом диджитализации: люди привыкают получать любой сервис с помощью одного клика. В 2019 году тренд внед­рения цифровых технологий в инвестиционной индустрии получит закрепление.

По нашим наблюдениям, в будущем клиентов все больше будут интересовать пакетные решения, и к этому тоже нужно быть готовыми. Мы уже сейчас видим запрос на предоставление дополнительных неинвестиционных сервисов, необходимых нашим клиентам для жизни, и мы, по всей видимости, будем тестировать этот формат.   


Справка:

Паровоз — фондовый рынок, биржа, сообщество инвесторов и спекулянтов, биржевая толпа

Бежать впереди паровоза — пытаться поймать разворот рынка

Бык — покупатель

Волк — успешный, уверенный в себе трейдер

Дивы – дивиденды

Кукловод — мифический крупный игрок, который может манипулировать ценами на рынке

Лось (от Loss) — убыток

Поймать лося — получить убыток

Медведь — трейдер, играющий на понижение

Морщить мозги — ломать голову над тем, куда пойдет рынок
 

 

Материалы по теме

Частный инвестор на фондовом рынке

Хождение по рискам

Личные финансы — под грамотный контроль

Денежная философия

Рынок оценил Башкирию

Плюс-минус пункт