Доллар добрался до самого традиционного и консервативного — отношений
Обсуждение текущего курса доллара и экономики России в целом
21 января курс доллара на бирже за два часа торгов вырос на 4,5 рубля. На время сдачи номера он приближался к 86-ти, а евро — к 94-м. Доллар обновил исторический максимум, а евро — максимум с декабря 2014 года. Между тем пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не считают текущий курс рубля обвальным. По его словам, Центробанк внимательно следит и анализирует ситуацию, — передает РИА. При этом, что в Кремле понимают под обвалом, Песков не уточнил
Борис Вишневский
Путин: «падение курса рубля открывает для российских бизнесменов дополнительные возможности».
Набиуллина: «курс рубля близок к фундаментально обоснованному, его корректировка проходит плавно и в комфортных условиях». Песков: «это далеко не обвал». Они (и не только они — где-то витает еще премьер Медведев со своим правительством) ничего не желают делать и ничего не делают. Они не собираются менять безумную политику, на которую сейчас так выразительно отвечает российская экономика. Они ничуть не огорчены. Они спокойны. Им комфортно.
Объяснений этого олимпийской безмятежности только два. Или вопиющий непрофессионализм, или столь же вопиющий цинизм и бесстыдная демонстрация того факта, что их существование ничуть не ухудшается в результате свободного падения рубля. Пока МЫ не сменим ИХ, и пока не сменится политика — НАМ лучше не будет.
Dmitry Gudkov
Беда нашей экономики связана не только с курсом рубля. Есть другие данные, гораздо хуже (хотя, казалось бы, куда уж). Прямые инвестиции в Россию в 2015 году рухнули на 92%. Давайте немного посчитаем. 92% — это данные ООН, Конференции по торговле и развитию (ЮНКТАД). ЦБ считает немного по-другому, но порядок все равно схож.
Итак, то же ЮНКТАД насчитало, что в 2013 году в Россию было вложено 79 млрд долларов. Это был последний успешный год — до войн и санкций. Пусть значительная часть этих миллиардов удовлетворяла амбиции Сечина (сделка «Роснефти» и ТНК-ВР), но и остаток был хорош. В 2014 году инвестиции упали на 70% — их стало всего 17 млрд долларов (тоже ЮНКТАД). А в 2015 году — посчитаем в уме проценты — их осталось менее 1,7 миллиарда. На всю страну. Это уже не падение, а полный и феерический крах. 46 раз по сравнению с 2013 годом. Представьте, что ваша зарплата уменьшилась в 46 раз — и поймите, что произошло с Россией.
Добавьте сюда и еще одну цифру — отток капитала. За 2014 — 2015 годы ЦБ насчитал 210 млрд долларов. И в 2016 году уйдет не меньше 50 миллиардов.
Тем временем США — те самые, с которыми мы профессионально боремся уже который год, — получили в минувшем году 384 млрд долларов прямых инвестиций. Примерно в 226 раз больше, чем Россия.
О каком соперничестве после этого может идти речь? Представьте, что вы с трудом поднимаете гантелю весом в 2 килограмма, а ваш соперник тягает штангу в 4 центнера. Вы его, конечно, победите, только пусть сначала сестра вынесет утку.
Так что все разговоры про победоносную армию в Сирии, про роль на мировой арене, величие и влияние разбиваются вот об эти показатели. Экономика не может работать без денег, никакие «Тополя» нельзя построить без них, не говоря уже о чем-то более мирном и полезном. А денег в стране нет. Их просто физически неоткуда взять, если только не запустить печатный станок, а это лишь разгонит инфляцию, так как реально такие рубли не будут стоить ничего. Так что курс доллара — лишь производная, даже цены на нефть были бы не так страшны, если бы не отсутствие инвестиций.
Алексей Мельников
Главный российский начальник взял повадку отсылать к гражданам, плывущим в трюме нашего суверенного «Титаника», для комментариев по неудобным вопросам своего пресс-секретаря.
Вот и сегодня, скребет айсберг по корпусу, а в люк заглянул приказный человек с невыразительной внешностью и сообщил по поводу резкого обесценения рубля: «Я не употребил бы слово “обвал”. Курс действительно меняется, курс волатилен, но это далеко не обвал». Люк закрылся. Лязгнул замок. Это несколько умереннее того, что заявлял вчера капитан Путин на средней палубе, выступая перед молчаливым мичманским составом, что с падением рубля «бизнесменам открываются новые возможности». Но все примерно в том же духе.
Играть словами можно, скрыть тот факт, что рубль — одна из наиболее быстро обесценивающихся валют, невозможно.
Президент исчез. Правительство попряталось. И даже неизвестно, есть ли у него еще председатель — куда он пропал? Играет в «разгневанных птиц» на смартфоне? Центральный банк похож на охотника, отстреливающего из засады «проблемные банки» — пальнул, свалил с ног, выскочил, снял шкуру и пропал, оставив каркающим воронам обглоданные кости и рога.
Кого гражданам слушать во власти? Кому верить? Министру А.В. Улюкаеву с его несбывшимися прогнозами? Министру А.Г. Силуанову с его секвестром и алармизмом по поводу резервов? Искателю плюсов от девальвации министру Д.В. Мантурову, который хрипло уверяет, что обесценение рубля — это хорошо.
Отсюда вторая история — продукт ожиданий того, что там может выкинуть затаившееся начальство? Чем грозит это затянувшееся молчание по поводу плана выхода из кризиса? Человек, наблюдая происходящее и опасаясь ограничений на выдачу валютных вкладов, подумывает над тем, чтобы приобрести небольшую квартиру на вторичном рынке — благо, цены падают. Вроде бы квартира не нужна, но, как он считает, возможная альтернатива — потеря сбережений, которые заберет «государство». Капитанский мостик пуст. А если бы был наполнен разного рода начальством в мундирах? Что ему сказать?
Что внятной программы экономической стабилизации нет? В том числе и потому, что она предполагает смену политической власти и уход В.В. Путина? Что необходима замена исчерпавшей себя системы «капитализма закадычных друзей», «госкомпаний» и «госкорпораций» экономикой, основанной на уважении прав собственности? Что обязательное условие программы экономической стабилизации — полный отказ от крымнашизма и отмена санкций?
Российский «Титаник» вступил в холодные воды, льды зажимают его. Внизу носятся чумазые кочегары и механики с «георгиевскими ленточками», давая жару и отважно обеспечивая ход корабля. На носу застыли одетые в форму ушедшей эпохи «зеленые человечки» — орудия направлены на Запад.
Капитанский мостик пуст. Кто-то давно уже спрыгнул, доплыл до островов и растворился в кустах. Втайне от встревоженных пассажиров и кочегаров начальство спускает по борту шлюпки. Они пойдут к западным берегам.
Капитанский мостик пуст. Бег корабля неуправляем. В трюмах капает вода.