Столичная гастроль
Уральский филармонический оркестр гораздо лучше известен в Европе, чем на родине. Эту несправедливость решили устранять
Уральский филармонический оркестр, главный коллектив Свердловской филармонии, выступил в столичном Концертном зале им. Чайковского. Играли Сергея Рахманинова. Концерт носил все признаки нерядового события: столичные меломаны спрашивали лишний билетик от метро, среди публики можно было увидеть немало известных персон, начиная с губернатора Эдуарда Росселя и сенатора Александра Школьника, заканчивая известным российским дирижером Владимиром Федосеевым. Итоговые овации переполненного зала и благосклонные отклики столичной критики дополнили картину.
В Москву, в Москву
Для чего нужны гастроли? Для общения с новой публикой и оценки специалистов, ради возможности ощутить себя в новом контексте, словом, для творческого роста. Гастрольная деятельность театров, оркестров и других творческих коллективов в советские времена была активной, но строго регламентировалась центром. Затем наступила долгая пауза. В период всеобщего развала невозможно было сохранить единым культурное пространство страны. В последние годы связи восстанавливаются, и целостность российской театральной и концертной жизни возрождается, пусть и не в масштабе бывшего Союза.
И как в прежние годы, так и теперь, для всех периферийных творческих коллективов важно и престижно вывезти свое искусство в Москву, представить что-то вроде творческого отчета. Сказано жестко, но справедливо: «Если вас нет в Москве (в телевизоре), вас вообще нет». Можно сколько угодно ругать фатальную централизацию нашей жизни, кивать на Запад, где все иначе, факт остается фактом. При этом если у театров хотя бы гипотетически есть ежегодный шанс попасть в число номинантов «Золотой маски» и показать спектакль на весеннем фестивале в Москве, то у оркестров такой возможности до недавнего времени не было. Все поездки были инициативой и собственной финансовой нагрузкой самих коллективов. И вот теперь Московская филармония придумала специальный абонемент «Симфонические оркестры России». В число избранных в этом сезоне наряду с коллективами из Новосибирска, Казани, Омска попал и Уральский филармонический оркестр.
Абонемент стал частью федеральной программы «Всероссийские филармонические сезоны», реализуемой уже несколько лет. Ее создатели всерьез задумались над тем, как устранить неравенство доступа жителей столицы и регионов к лучшим образцам классического и современного искусства.
По мнению Алексея Шалашова, в прошлом гендиректора Московской филармонии, а ныне начальника департамента современного искусства и международных связей Минкультуры, ежегодные поездки по стране лучших столичных оркестров призваны эту несправедливость по возможности устранить. А концерты лучших провинциальных оркестров в Москве - общую картину дополнить.
Почему речь об оркестрах? Да потому, что именно наличие симфонического коллектива во многом определяет культурный статус территории. И если в США таких оркестров, по самым скромным подсчетам, полтысячи, то в нашей сверхмузыкальной державе - чуть более 80.
Что наша жизнь? Игра
УАФО и раньше бывал в столице, после яркого выступления на II фестивале оркестров мира с программой из симфоний Мясковского его приезда ждали особо. Интригу поддерживал предстоящий дебют нового коллектива Свердловской филармонии - Симфонического хора (художественный руководитель Вера Давыдова). Если сказать коротко - экзамен состоялся, зачет получен.
Для первого выступления в абонементе столичной филармонии уральский оркестр под управлением Дмитрия Лисса предложил рахманиновскую программу: поэму «Колокола» и Второй фортепианный концерт с солирующим Борисом Березовским. Известный пианист не раз признавался в симпатиях к оркестру и объяснял, почему он с ним так часто выступает. Самый популярный концерт Рахманинова сыгран ими уже десятки раз, есть практически эталонная запись фирмы Warner Classics, одно из самых вдохновенных исполнений транслировалось из Франции на всю Европу каналом «Arte», его фрагменты меломаны до сих пор смотрят на Youtobe. Словом, роман Бориса Березовского и уральского оркестра - отнюдь не новость. Возможно, поэтому исполнение рахманиновского концерта в Москве напоминало не о периоде пылких страстей, когда партнеры открывают друг в друге неизведанное, а о стадии стабильных отношений супругов, давно живущих в браке. Все слишком предсказуемо и заранее известно. Хотя у прочных и долгих союзов - свои плюсы: единое дыхание, взаимопонимание с полувзгляда и полунамека.
«Колокола», напротив, стали премьерой для УАФО с новым хором и новыми солистами. Грандиозную симфоническую фреску в непростой акустике столичного зала с точки зрения оркестровых красок удалось озвучить с максимальной полнотой. Двое из трех певцов смогли продемонстрировать достоинства: Виктор Алешков - осмысленное пение, а Наталья Мокеева - музыкальность и тонкость нюансировки. Симфохор звучал мощно и слаженно, однако всем поющим не хватило дикционной четкости. А ведь «Колокола» - не просто инструментальная музыка.
В четырех частях поэмы звуки самых разных колоколов (от серебристых колокольчиков русской тройки до погребального звона) символически трансформируются в образы четырех этапов человеческой жизни, и текст здесь - стихи Эдгара По в переводе Бальмонта - очень важен.
Московская гастроль для УАФО, конечно, не последняя. Идея Шалашова и его единомышленников заключается в том, чтобы выступления лучших оркестров России в столице выглядели не как разовая презентация-отчет с непременной помпой, а были бы востребованы публикой (а стало быть, продаваемы) и приобрели регулярность. Естественно, если коллектив конкурентоспособен в сравнении со столичными оркестрами. Концерт УАФО это доказал.
Свердловская филармония намерена показать его и в своем отечестве: в прошлом октябре был Калининград, ближайшие российские выступления - в Иркутске. Не отменяется и Европа: оркестр только что вернулся с плановых гастролей из Австрии, где в известном Стефании-зале города Граца исполнялась русская музыка, солировал набирающий популярность пианист Андрей Коробейников.