BI or not to be

BI or not to be Сегмент Business Intelligence (BI) в ближайшие несколько лет может выйти на принципиально новый уровень развития. Его толкают к этому рост спроса, распространение мобильных устройств и «облаков». Но для этого надо решить старые задачи: устранить сложности с интеграцией и разногласия между исполнителем и заказчиком.

Я тысячу раз слышал про BI-системы: они собирают данные из всех имеющихся в организации источников и представляют ее руководителю выжимку, соотнесенную с целевыми показателями. Я видел сотни презентаций. Но только пару недель назад мне впервые довелось собственноручно протестировать продукт уральских разработчиков.

Создатели по-детски радовались: «Видишь, как все быстро». Действительно, красиво и чрезвычайно просто: веб-сервис с доступом через браузер, интерфейс интуитивно понятен. На экране несколько кнопок: управление задолженностью, запасы, поставки, сбыт, доход. Через три-пять секунд после клика формируется график или таблица - инструмент для аналитиков. Нажав на столбец или сектор, можно попасть на уровень ниже вплоть до первичного документа. Есть фильтры, показатели можно ранжировать.

Очевидно, что даже российские ИТ-компании достигли достаточно высокой компетенции в разработке BI-решений. Что же происходит с рынком в целом?

Подростковый возраст

По оценке IDC, в 2011 году объем мирового рынка BI-систем составил около 31 млрд долларов, в 2012-м может прирасти на 8,2%. Крупнейшим остается рынок США (41% от мирового), прирост здесь ожидается на уровне 8,6%. Азиатско-Тихоокеанский регион (за исключением Японии), Центральная и Восточная Европа будут развиваться еще быстрее, а в полутора десятках стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки рост предполагается двухзначным.

Агентство Gartner, однако, приводит другие цифры: объем рынка в 2011-м - 10,8 млрд долларов. Вероятно, Gartner считает только три сегмента: инструменты для обработки запросов конечных пользователей, выпуска отчетов и анализа данных (по данным IDC, в 2010-м он составил 8,9 млрд долларов). Интервал роста в ближайшие три года - 5 - 9%.

Рынок консолидирован: на десять крупнейших вендоров приходится 75% доходов (в 2003-м - около 58%). Ведущие игроки: Oracle, SAP, IBM, Microsoft, SAS.

Объем российского рынка BI, по подсчетам IDC, едва достигает 230 млн долларов: это 2% от мирового. Правда, прирост впечатляет: с 2009-го по 2011-й - почти в 2,5 раза, прогноз на перспективу - 15 - 17% ежегодно.

- Несмотря на ситуацию в экономике, в 2009 - 2010 годах рынок BI прирастал быстрее, чем ИТ-рынок в целом, - говорит директор департамента аналитических решений компании «Микротест» Сергей Борисов. - Аналитики IDC прогнозировали, что в 2011-м объем рынка BI увеличится на 10 - 15% по отношению к 2010-му, но, по моим оценкам, спрос вырос более ощутимо. Например, выручка бизнес-направления IBM Cognos в нашей компании увеличилась более чем на 18%. Это косвенно характеризует состояние индустрии BI. Отмечу, что отраслевой портрет заказчика BI начал меняться. Если до 2008-го активными пользователями BI были банки, торговые и нефтяные компании, то затем в их число вошли промышленные компании, автодилеры, провайдеры услуг связи.

По словам директора департамента программных решений DigitalDesign Владимира Лисса, повышенный спрос на BI объясняется несколькими факторами. Первый - пережитая в 2008 - 2009 годах волна кризиса. Всеобщее ощущение, что она не последняя, подталкивает компании к углублению анализа данных с целью определения конкурентных преимуществ. Второй фактор - структурные изменения в компаниях: «Вопрос о построении BI-решения встает, чтобы получить "единую версию правды", то есть обеспечить получение непротиворечивой и целостной отчетной информации».

Заместитель генерального директора по развитию информационных технологий компании «Прогноз» Алексей Юдин уверен, что развитие сегмента - это не только «заслуга» пользователей:

- Спрос на инструменты доставки и аналитической обработки данных обусловлен как кризисными явлениями, так и совершенствованием самого инструментария. На наш взгляд, можно отследить прямую связь между повышением спроса на BI-решения, особенно в сегменте среднего бизнеса, и стремлением разработчиков сделать их более гибкими, удобными и понятными. По нашим оценкам, развитие регионального рынка бизнес-аналитики только начинается. До сих пор три четверти внедрений приходится на крупнейшие экономические центры (Москва, Санкт-Петербург, прилегающие области), где сосредоточены основные компании-заказчики. На этом фоне 7% внедрений (данные IDC за 2011 год), реализованных на Урале, с одной стороны, свидетельствуют о наличии спроса, с другой - характеризуют рынок как недостаточно зрелый. До насыщенности, имея в виду развитую производственную и бизнес-инфраструктуру региона, еще очень далеко.

Коэффициент полезности

Посмотрим на business intelligence глазами заказчика. Сразу оговоримся, мы применяем достаточно традиционный подход: BI - это решение по выгрузке и анализу данных, на такие как раз приходится 90% внедрений в России. (Остальное - инновационные аналитические решения со встроенностью в процесс менеджмента компании, организацией совместной работы, увязыванием личных целей и стратегии компании.)

В теории эффект от внедрения бизнес-аналитики очевиден. Система качественно меняет информационные потоки, собирая разнородные данные, циркулирующие между подразделениями, в едином аналитическом центре, позволяет получать общее понимание бизнес-процессов. «Сегодня очень востребованы так называемые средства легкой аналитики - Data Discovery, с помощью которых строятся разнообразные отчеты и аналитические панели, приводит пример Алексей Юдин. - Подобные BI-приложения значительно снижают временные и трудовые затраты на подготовку отчетности. Это экономический эффект первого уровня».

В отраслях, где конкуренция высока и идет борьба за потребителя, эффект внедрения посчитать проще. Есть объективные параметры (скорость анализа заявки на кредит, например, или точность прогнозирования потребности в товарных запасах): если удалось их улучшить, это тут же сказывается на доле рынка, рентабельности и т.п. А вот в отраслях с высокой монопольностью бизнеса «BI-эффект» может выражаться в удовлетворенности руководства и повышении скорости принятия решений, но вот пересчитать его в рубли почти невозможно.

Сергей Борисов, не называя компании, приводит конкретные примеры. Производитель продуктов питания внедрил BI-систему, базирующуюся на хранилище данных, в которое ежедневно загружалась информация об отгрузках, платежах, возвратах, себестоимости и т.д. В системе был реализован алгоритм расчета скидок по всем товарным позициям с учетом региона, даты выработки, срока годности и прочих влияющих на скидку параметров. После первого же дня работы BI-системы гендиректор компании увидел, что сумма валовой прибыли на 35% меньше той суммы, которая могла бы быть получена при правильном применении системы скидок.

Второй пример: в сети магазинов товаров для детей система должна была обеспечить ежедневный сбор данных по посещаемости, продажам и чекам, данных о складах, ценах, связках «поставщик - товар». После внедрения стало понятно: нормальный уровень возврата товаров - 3%, при проведении акций - 7%. Возвраты более 7% свидетельствовали о возможных злоупотреблениях сотрудников. Объем выгоды от их выявления уже в первые месяцы превысил стоимость внедрения.

Выпадающее звено

Проблем при внедрении BI возникает множество. Главная - сложность получения достоверных, актуальных и непротиворечивых данных из транзакционных систем нижнего уровня (бухгалтерского ПО, ERP, CRM, SAM). Зачастую эти системы существенно различаются бизнес-логикой, в итоге появляются противоречия в данных, относящихся, казалось бы, к одним и тем же предметным областям. Именно поэтому считается, что BI сложно интегрируется. Начальник управления систем бизнес-анализа компании «Парма-Телеком» Дмитрий Харлашко:

- Для решения этой проблемы приходится создавать дополнительные инструменты для ввода этих данных, дорабатывать информационные системы или инициировать болезненные перестройки бизнес-процессов компании, что встречает серьезное противодействие. Особое место занимает проверка качества данных. Сегодня для этого есть множество инструментов, но они широко не применяются. Как правило, подобные вопросы решаются путем создания промежуточных отчетов и проверки на уровне трансформации данных. Все это лежит на службе сопровождения.

 Еще одна проблема - человеческий фактор. ИТ-специалисты отмечают, что сталкиваются с сопротивлением менеджеров, готовящих отчеты. Во-первых, они оказываются не готовы к вопросам руководства, во-вторых, их значимость в компании резко падает.

Кроме того, порой у генерального, коммерческого, финансового и ИТ-директоров совершенно разные взгляды на BI и его функционал. Выработка общего видения - процесс нескорый.

Четыре залога будущего

Аналитики Gartner еще в середине 2011-го определили четыре глобальные тенденции, которые в ближайшее время коренным образом изменят положение вещей в сфере BI. И к их прогнозу стоит прислушаться: именно они когда-то придумали сам термин в его современном виде.

Итак, аналитика станет мобильной. Уже к 2013 году треть функционала BI будет доступна с мобильных устройств. Это существенно расширит аудиторию пользователей, новые возможности привлекут серьезные инвестиции.

К этому же времени 15% внедренных BI-решений будут сочетать в себе бизнес-аналитику, средства совместной работы и средства поддержки социальных сетей. Весь этот инструментарий будет включен в среду принятия решений.

К 2014 году 30% аналитических приложений будут использовать встроенные в оперативную память функции масштабирования и ускорения вычислений (так называемая аналитика-в-памяти). Такая же доля приложений будет включать проактивные и прогностические возможности.

40% бюджетов на бизнес-аналитику будет выделено системным интеграторам, а не поставщикам ПО. Сегодня традиционный подход к реализации BI-проекта предполагает покупку программного продукта у его разработчика и последующее привлечение системного интегратора для внедрения приобретенного решения. Однако рост пользовательских инициатив в сфере ПО, расширение роли внешних источников информации и включение неструктурированного контента делает подобный подход все более рискованным и потенциально неконкурентоспособным.

Добавим к этим трендам еще два - увеличение объемов данных (по прогнозам IDC, с 2009 по 2020 год объем информации возрастет в 44 раза) и перенос BI в «облака». Последнее, правда, обсуждается. Одни аналитики считают, что через несколько лет эта участь ждет существенную долю функционала систем. А вот в Gartner уверены, что в 2013 году лишь 3% выручки BI-вендоров будут приходиться на «облачные» системы.

Ждите через пять лет

Для России и Урала эти BI-тенденции в полном объеме будут характерны, скорее всего, года через три-пять. Владимир Лисс:

- Появление и расширение применения мобильных приложений для России - безусловный тренд. Все крупнейшие вендоры BI-решений уже предлагают клиентские приложения для планшетов iPad, причем их функциональность и юзабилити постоянно растут. Аналитика-в-памяти, мне кажется, до России еще пока не докатилась в той мере, в какой ее хотелось бы видеть западным вендорам. Затраты на внедрение таких систем весьма велики (не в последнюю очередь из-за высокой стоимости «железа»), а эффект может проявиться далеко не всегда. Скорее всего, BI не минует такой всеобщий тренд, как перенос систем в «облака». Вероятно, это в первую очередь заинтересует малый и средний бизнес, который в принципе более тяготеет к cloud services.

По словам генерального директора компании «Галактика-Урал» Сергея Осадчикова, аналитика в «облаках» будет интересна для распределенных компаний, хотя пока такого запроса от заказчиков не поступало (причина очевидна: сами «облака» для России еще слишком новая технология, подробнее см. «Летели облака, летели кирпичи», «Э-У» № 44 от 07.11.11): «Кроме того, мы не видим пока особого интереса к аналитике-в-памяти, нет запроса и функционала прогнозирования, "ситуационной комнаты". Мне кажется, что это задача не BI, а иных полиморфных аналитических систем».

- Я бы не стал называть «облачные» сервисы и мобильные приложения трендами бизнес-аналитики. Это всего лишь более продвинутые средства доставки пользователю результатов обработки данных, - дорисовывает картину Алексей Юдин. - Настоящим и действительно глобальным трендом следует назвать «упрощение» BI-приложений, при котором бизнес-пользователи могут самостоятельно, без участия ИТ-подразделений, их устанавливать, настраивать и применять. «Аналитика для людей», включающая интуитивно понятные интерфейсы, продвинутые поисковые механизмы, средства «бесшов­ной» интеграции с другими приложениями - вот требования, которые выдвигают к BI ведущие мировые эксперты.               

Дополнительные материалы:

Большой брат

 Леонид Тихомиров
 Леонид Тихомиров
Главные требования топ-менеджеров предприятий к BI - оперативная и точная информация, а также возможность удаленно отслеживать бизнес-показатели, считает генеральный директор «Парма-Телеком» Леонид Тихомиров

- Леонид, каковы потребности современных предприятий в BI-решениях?

- BI-технологии служат для сбора, хранения, анализа информации и обеспечения доступа к данным, позволяющим корпоративным пользователям повысить качество принимаемых бизнес-решений. Это инструмент изучения и понимания всех аспектов бизнеса. Современное применение BI-технологий - консолидация и анализ информации о деятельности компании, в первую очередь в разрезе управленческого учета (план-факт анализ, анализ затрат, бюджетирование, стратегическое планирование). Кроме того, BI - мощный инструмент моделирования, прогнозирования, оптимизации, управления рисками, ситуационного анализа и т.д.

- Каким образом BI-решения позволяют повысить эффективность управления предприятием?

- Главный эффект от использования BI - повышение качества и скорости принятия управленческих решений. Это происходит за счет сокращения времени на сбор и анализ данных о деятельности предприятия. BI позволяет проводить очистку данных, устранять дублирования и расхождения. Таким образом, управленческие решения принимаются на основе точной и актуальной информации.

Помимо повышения качества принимаемых решений, преимуществом BI является возможность эффективной совместной работы сотрудников различных подразделений компании. Сегодня для наших клиентов эта задача становится одной из наиболее приоритетных. В частности интеграция BI с портальными решениями - достаточно популярный инструмент.

- Что сегодня ждет от BI-систем топ-менеджмент предприятий?

- Наиболее востребована возможность построения иерархии ключевых показателей деятельности предприятия и оперативного наблюдения за ними. Современные средства BI позволяют визуализировать такие показатели как в виде инфографики и Dashboard, так и в виде традиционных диаграмм и таблиц. Возможность перемещения между различными уровнями иерархии показателей (Drill-down/Drill-up) стало уже стандартным требованием наших заказчиков.

Обязательной для топ-менеджера сегодня является возможность отслеживать и анализировать показатели с помощью мобильного устройства - это возможность принимать решения и контролировать результаты их исполнения там и тогда, где и когда это нужно.
 
- Есть ли разница по качеству и цене между российскими и западными BI-решениями?

- Исторически качество услуг российских и международных компаний отличалось. Это было вызвано более разработанной методологической базой и опытом глобальных консультантов. Однако сегодня ситуация выправляется, и ведущие российские ИТ-компании уже оказывают услуги на уровне мировых стандартов.



Материалы по теме

Три составляющие прогресса

По закону порядков

В точке пересечения

Случайная уникальность

Продать науку-2

На Среднем Урале появится производство наноупаковки