Продать науку-2
Государство во второй раз пытается инициировать создание при вузах малых инновационных предприятий. И во второй раз ему придется убедиться: чтобы они появились и заработали, необходимы внятное законодательство и гарантия льгот потенциальным инвесторам.На прошлой неделе семь южно-уральских вузов подали заявки на открытие 49 малых предприятий (МП). По словам первого заместителя министра экономического развития Челябинской области Галины Синицыной, это позволит создать 734 рабочих места.
Пять учебных заведений региона уже готовы начать проекты в сфере металлургии, медицины, информационных технологий, машино-, станко- и приборостроения. Так, Южно-Уральский госуниверситет планирует организовать производство легированного кварцевого стекла, Магнитогорский государственный техуниверситет предложил разрабатывать новые сплавы и технологии получения металлических изделий: работу готовы начать ряд предприятий. По прогнозам регионального Минэкономразвития, стоимость отгруженной инновационной продукции малых предприятий может превысить 100 млн рублей, объем налоговых поступлений в бюджет - 30 миллионов.
Право участвовать в создании малых инновационных предприятий вузам дал федеральный закон, принятый в августе по инициативе президента Дмитрия Медведева. Большинство специалистов, однако, склоняются к тому, что подобная активность учебных заведений весьма похожа на результат разнарядки.
Практика участия университетов в создании малых предприятий не нова. В 90-х министерство образования сформировало программу поддержки малого наукоемкого бизнеса и разрешило вузам быть его учредителями (входить в уставный капитал деньгами). Система заработала, однако в пылу кампании за ужесточение налогового администрирования в начале 2000-х была разрушена. Теперь правительство вновь пытается создать в стране основу для развития инновационной экономики. И вновь ограничивается полумерами.
Что было
- При нашем университете был создан концерн «УПИ 21», в который вошли 25 - 30 МП, - рассказывает проректор по экономике и финансам Уральского государственного техуниверситета (УГТУ - УПИ) Сергей Кортов. - Они развивали и продавали разработки университета. Годовой оборот концерна составлял около 200 - 250 млн рублей в год. Цифра небольшая, но заметная. Сравните: сегодня УГТУ реализует разработки на 20 - 25 млн рублей в год, и то в основном по госзаказу. Коммерческим структурам подобное сотрудничество не интересно, потому что срок выполнения контракта достигает до полугода (только на проведение конкурса на поставку комплектующих уходит 40 дней).
Тогда МП практически безвозмездно пользовались инфраструктурой университета, арендовали его помещения на льготных условиях. В свою очередь вуз дивидендов напрямую не получал, компании помогали профильным кафедрам, делали ремонт, закупали оборудование. В концерне работали около сотни сотрудников и студентов УГТУ. Десять лет назад для развития малого инновационного предпринимательства на базе УГТУ - УПИ был создан технопарк «Уральский».
А затем в России началась борьба с уходом от налогов, сокрытием доходов, серыми схемами и т.д. Сначала вузам запретили участие в уставном капитале коммерческих предприятий, и малые компании потеряли возможность пользоваться университетской инфраструктурой. Позже госсобственность разрешили арендовать только на конкурсной основе и на основании независимой оценки. В результате, признаются руководители высших учебных заведений, сотрудничество стало для МП невыгодным. В том же УГТУ неформальную связь с университетом сохранили всего три-четыре компании.
По словам Сергея Кортова, эта кампания бюджету страны помогла не сильно, но систему, которая создавалась предшествующее десятилетие, разрушила в течение года.
Что нужно
Теперь руководство большинства уральских вузов не торопится: ждет, пока правительство и законодатели дадут четкие инструкции. Так, проректор по инновационной деятельности Уральского госуниверситета им А.М. Горького (УрГУ) Владимир Кружаев замечает: «До 1 января подавать заявки на создание МП мы не планируем, этому препятствует несколько формальных и организационных барьеров».
Первый камень преткновения - вхождение вузов в уставный капитал МП. По закону, учебные заведения могут участвовать в нем только интеллектуальной собственностью. Однако для этого ее необходимо оценить (до 500 тыс. рублей - самостоятельно, свыше - при помощи независимых оценщиков). Методик оценки Минфин не выпустил. Интеллектуальную собственность необходимо поставить на баланс вуза, но и этот механизм нигде не прописан. Сергей Кортов: «Интеллектуальную собственность, вносимую на баланс, могут оценить независимые компании, а может - собрание акционеров предприятия. А что, если эти оценки будут разниться?
С какой суммы вузу платить налоги?»
Вторая проблема: необходимо разработать нормы, которые позволили бы вузу влиять на деятельность созданных МП. По словам Владимира Кружаева, если доля вуза составит, например, 25%, то практически все вопросы решать будут частные инвесторы, а вуз от управления устранят.
Третье: по закону, учебное заведение должно от результатов работы предприятия получать дивиденды (если они есть). При этом, отмечает начальник управления научных исследований УрГУ Валерий Ларионов, между Минфином и Рособразованием действует генеральное соглашение, по которому дивиденды от коммерческой деятельности МП в список разрешенных доходов университетов не входят.
Еще одну проблему выделяет ректор Южно-Уральского госуниверситета Александр Шестаков. По идее, малые предприятия должны создаваться на базе вуза, на его площадке. Но современное законодательство делает такую схему практически невозможной. Учебное заведение должно отправить заявку в Рособразование с просьбой разрешить сдать площади в аренду, затем агентство назначает минимальную цену, а потом проводится конкурс. Иногда в ходе торгов стоимость помещения вырастает в разы. Для только что организованного МП оно становится недоступным.
Что нужно, чтобы что-то было
- Конечно, если завтра поступит разнарядка создать пять компаний, мы их создадим, - говорит Сергей Кортов. - Вот только будет ли от них эффект - большой вопрос.
Чтобы эффект все-таки был, необходимы два взаимосвязанных фактора - льготы и инвестиции. На первом этапе создания МП (до трех лет) и то, и другое должно обеспечить государство. Частный инвестор в бизнес с непонятными перспективами не пойдет. Соответственно нужно развивать финансирование через венчурные фонды. Госпрограммы помощи МП есть, но все они не поддерживают проекты нулевого цикла: перспективы традиционного бизнеса всегда понятнее. Есть фонды, которые помогают исключительно инновационщикам, но объемы их финансирования очень малы.
Кроме того, государство должно развить систему бизнес-инкубаторов. МП нужно разрешить пользоваться инфраструктурой вузов на безвозмездной основе (вопрос можно урегулировать, если разрешить вузам входить в уставный капитал имуществом). Необходимы льготы на аренду помещений (или разрешение вузам самим сдавать в аренду помещения), электричество и т.д.
(Заметим, что десять лет назад именно так и было. УГТУ - УПИ, которому принадлежат площади технопарка «Уральский», сдавал помещения малым инновационным предприятиям. Теперь их занимают институт военного обучения и различные структурные подразделения университета, связанные с наукой, например студенческое КБ. Немало площадей пустует.)
Когда же будут получены первые результаты работы МП, начнутся продажи, тогда можно привлекать инвесторов. Но чтобы те охотнее шли в инновации, им необходимо дать налоговые льготы.
Правда, в плане привлечения инвесторов от государства зависит немного. Вузы должны сами искать деньги под разработки. А для этого им надо воспитать новый вид менеджеров: сегодня в российской природе такого не существует. В УрГУ рассказывают, что буквально в прошлом месяце к ним пришли два человека и сказали: у нас есть деньги, хотим вложить в науку и получить прибыль. Сотрудничества не вышло. Не умеют ученые продавать, да и не их это задача.
Новая-старая инициатива, безусловно, позитивна. Наконец-то правительство делает попытку коммерциализировать науку, заставить вузы шевелиться и искать инвесторов. Однако эффект будет получен, только если власти сумеют убрать барьеры, стоящие перед инновационными МП. А возникнет их не один десяток.