Ландшафтные подвижки

Ландшафтные подвижки
Ландшафтные подвижки
Фото: Андрей Порубов
В скульптурном ландшафте Екатеринбурга наметилась смена ориентиров. Анализируя «памятниковый» облик города (см.
«Э-У» № 42 от 07.11.05), мы отмечали монументальную зашоренность столицы Урала, приверженность тяжеловесным образам. Начало 2005 года отразило иную тенденцию. Заявлено о создании нескольких скульптурных композиций, соразмерных человеку, а не подавляющих его.

Импульс дала власть. Пример челябинского «Арбата» с разбредшимися по нему чугунными и бронзовыми «людьми из прошлого» оказался заразителен. Екатеринбург, продумывая оформление собственной пешеходной аллеи на улице Вайнера, также решил украсить ее небольшими симпатичными памятниками. Художники уже сочиняют, чиновники уже отбирают.

Сквозная идея проекта — движение времени. В исторической части аллеи разместятся пластические зарисовки из прошлого. На участке, посвященном настоящему и будущему, по словам мэра города Аркадия Чернецкого, допустимо появление и абстрактных композиций. С несколькими работами комиссия по отбору памятников уже определилась, например, появится фигура уральца Ефима Артамонова. Будет здесь и памятник автомобилисту, и композиция «Влюбленные». Проект декларирует отказ от жесткой заданности в выборе тем и выразительных средств. Но здесь возникает и опасность: при отсутствии художественного единства разнообразие может превратиться в разнобой.

Создание скульптурной аллеи еще впереди, а вот памятник Владимиру Высоцкому уже открыт. Побывавший на презентации артист Валерий Золотухин назвал его самым светлым из всех, установленных в России. «Обычно Высоцкого изображают борцом и бунтарем, он куда-то рвется, с чем-то борется, здесь же мы видим умиротворенного, влюбленного человека». Знаковым стало также то, что инициатором и инвестором в деле украшения города выступил бизнес. Идея принадлежит владельцу развлекательного центра «Антей» Андрею Гавриловскому.

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия