Сравнение времен
\" — Отключите, пожалуйста, мобильные телефоны.
— А в наше время телефонов не было…\".
По сцене проползли старик и старушки, мимоходом решив две задачи, тактическую и стратегическую: необидно попросив устранить лишние звуки и настроив на главную тему спектакля — сравнение времен.
Из всех искусств для нас важнейшим является римейк. Любую новую постановку классического произведения можно назвать этим модным словом. Римейк актуален и востребован. В Екатеринбургском академическом театре драмы почти все последние спектакли делались на основе известных, проверенных временем литературных источников: «Репортаж из Тараскона», «Флорентийская мистерия», «Женитьба Бальзаминова». Теперь к их ряду присоединился «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Присоединился, чтобы из этого ряда выделиться. Театр, успевший утомить спектаклями гладкими, но направленными вникуда, на сей раз осуществил постановку, во многом шероховатую, с острыми краями, но удерживающую в напряжении.
«Старший сын» в подаче молодого московского режиссера
Константина Ларченко, которому помогал главный режиссер
екатеринбургского театра Владимир Рубанов, не стремится поразить
новациями, но и не раздражает повторами. Он берет понемногу
и из традиций, и из современных приемов. От Вампилова сохраняется
психологическая основа и нравственный
Ларченко — ученик признанного знатока вкусов масс Дмитрия Астрахана, екатеринбургский спектакль — его театральный дебют. Театр Константин называет искусством без профанации, в отличие от телекино, в котором работал прежде. Тем не менее он успешно пользуется на сцене приемом клипов, утвердившимся именно на экране ТВ. Клиповость — черта видеосознания нынешнего зрителя, ее бессмысленно осуждать, ее надо использовать. Декорации Анатолия Шубина во многом определяют стилистику спектакля. Их шаткая структура (передвигающиеся по сцене качающиеся стены домов) мощно ассоциируется с дырявым советским обществом и его барачным менталитетом.
Стиль ретро здесь становится не только выразительным,
но и содержательным средством. Он подначивает: сравните времена.
Видите: раньше, в 60-х, вроде и рубашки были похожие, и брюки тоже
клеш — но ведь совсем другие. Танцплощадка принципиально отличается
от дискотеки. Жизненные реалии изменились: ну кто же впустит к себе
в дом незнакомцев… Сегодня одна из первых заповедей, которую внушают
ребенку, — не доверяй чужому. Страдания