2008 — 2009: Итоги и перспективы. Мусор как ресурс

Когда вокруг уже только и говорили, что о кризисе, театры еще проводили пышные праздники и представительные международные конгрессы. В первых числах января хоровой фестиваль-конкурс «Рождество в России» намерен размахнуться на 2 тысячи участников и 70 коллективов из разных городов и стран, а еще пройдут январские музыкальные вечера... Цепная экономическая реакция, охватившая мир, не минует, конечно, сферу культуры. Но, во-первых, волны сюда докатываются с опозданием, сказывается инерция. Во-вторых, связь искусства и экономики не всегда прямая, а иногда и обратная. Посмотрим на год уходящий и год приходящий с точки зрения событий и перспектив (уход и приход).

Двадцать ноль восемь: проекты

Самое интересное, яркое, значимое? Если только о своем, не учитывая гастроли приезжих знаменитостей, то, конечно, фестивали: «Коляда-плэйс», «Петрушка Великий», «На грани». В истории остаются конкретные шедевры, созданные писателями в тиши кабинетов или художниками один на один с холстом. Но атмосферу времени формируют массовые события, участниками которых становятся и артисты, и зрители. В шорт-лист мини-опроса «самое значимое культурное событие года» попали только явления масштабные, массовые.

По-прежнему актуально - актуальное искусство: действие, интерактив, освоение новых тем и пространств. Выделяются несколько проектов: «Арт-завод», выставка «In transition», первый Екатеринбургский книжный фестиваль. Вот статистика «Арт-завода»: 60 художников из России и Франции, 1 тонна краски, сотни квадратных метров заводских стен, 144 часа экспериментов. В летние дни на одном из предприятий Екатеринбурга развернулось необычное действо. Площадка пустующего цеха-ангара превратилась в сцену для танцевальных программ, а заводские стены - в многометровые холсты. Внутренний двор, традиционно служащий для разгрузки фур, принял инсталляцию «Молока кому?» и стал местом скопления детей, увлеченных процессом создания этого продукта. Так была художественно переосмыслена индустриальная реальность, оживлено безжизненное с точки зрения креатива пространство. Произошла перемаркировка территории: завод стал производителем не только материальных ценностей.

Ученые отмечают события, которые, может быть, не гремели в настоящем, но содержат тенденции будущего. В Пермском крае давно озабочены имиджем городов как больших, так и малых. В поселке Всеволод-Вильва когда-то жил, хоть и недолго, Борис Пастернак. Логично организовать там литературный музей. Логично, но для депрессивного провинциального местечка не конструктивно. Объединять сразу несколько интересов - более перспективный путь. Невдалеке расположился заброшенный карьер с затонувшей техникой - чем не место для дайвинга с «историко-промышленным» уклоном? Известный уральский культуролог ректор Академии современного искусства Сергей Кропотов комментирует: «В прежних моделях культурные пространства были устроены как монофункциональные: библиотеки только для чтения, стадионы только для спорта. Сегодня такой подход расценивается как ограниченный». Нормально, когда в аэропорту Кольцово действует художественный проект «Иллюминаторы». Спектакли разыгрываются в торговом центре «Мега». Вектор культурного движения уходящего года - расширение, соединение, переформатирование.

Двадцать ноль восемь: проблемы

Если в функционирование культуры 2008-й принес много нового, то в проблемах наблюдается незавидная преемственность. Предновогодний обзор-2006 «Эксперт-Урал» посвятил имущественным скандалам: музыкальные лицеи, бывший музей молодежи, бывший центр современного искусства... В следующем году мы наблюдали за перемещениями по помещениям театра «Волхонка». В нынешнем сезоне разгорелся до того тлеющий конфликт вокруг Дома актера. Суть: здание находилось на балансе местного Союза театральных деятелей много лет, теперь же за него требуют арендную плату, размеры которой немыслимы для творческого союза, - 13 млн рублей. Об истории вопроса рассказывает председатель Свердловского отделения СТД Владимир Мишарин: «Еще в 1981 году здание передано на баланс Свердловского отделения СТД. В обязанность было поставлено его восстановление (здание находилось в плачевном состоянии) и содержание в порядке. Тогда удалось добиться решения колоссальной важности и сохранить не только исторические стены, но и внутреннее убранство: лепные потолки, уникальный паркет, особую ауру дома. Реставрация длилась семь лет и велась только на средства союза. В 1993 году, после распада СССР, вышел указ президента Российской Федерации "О дополнительных мерах поддержки культуры". Помещения, на момент указа находящиеся на балансе творческих союзов, должны быть оформлены в их собственность. Если же являются федеральной собственностью как памятники истории и культуры - то переданы в безвозмездное бессрочное пользование. Что и было сделано, впоследствии договор пролонгировали. Указ не отменен, однако почему-то перестал распространяться на Дом актера».Казалось бы, сотрудники МУГИСО, хоть и игнорируют неудобные документы, озабочены благой целью - пополнением казны. Вот именно, «казалось бы»: экономическая целесообразность подобного шага, особенно в новых условиях, сомнительна. При переходе здания на баланс области бюджет получает старинный особняк, содержание которого стоит немалых денег, причем из кармана области, а не творческого союза. А что получают в таком случае горожане? Возможно, еще одно на глазах ветшающее сооружение, какие, к сожалению, не редкость в областном центре. Но будем надеяться на оптимистическое развитие событий, правильнее говорить сегодня, на «оптимизаторское»: получение наилучшего результата наименьшими затратами.

Двадцать ноль девять: надежды и опасения

В декабре Михаил Сафронов объявил о вступлении театра музыкальной комедии в новую эпопею мировой премьеры: мюзикл, Булгаков, «Белая гвардия», композитор Марк Минков. Проект амбициозный. И - стереотип «кризисного мышления» - после восхищения творческой смелостью (браться за Булгакова!) следует недоверчивое восхищение экономической смелостью (браться за мировую премь-еру!). Арт-менеджер топ-уровня не только по должности (директор театра), Михаил Вячеславович улыбался, не раскрывал коммерческой тайны, но тревога читалась на его добродушном, с хитрецой лице.Культурный бюджет Свердловской области урезан ровно на одну пятую часть от докризисных надежд и чаяний. В министерстве культуры прокомментировать ситуацию не пожелали.
Искусство, в отличие от бизнеса или политики, не завязано на экономике напрямую, «на живую». Оно существует прежде всего за счет энергий единиц, которые зреют подспудно и неожиданно образуют гигантский энергетический сгусток - или ничего. В искусстве заранее не знаешь, когда и где из малого появится большое. Расхожая фраза «художник должен быть голодным» звучит цинично, тем не менее, подтверждается. Давно замечено, что в кризисы творческая активность нарастает. Тем более если речь идет о кризисе общества потребления, а ведь финансовые проблемы отразили не что иное, как тупик, в направлении которого до сих пор слепо устремлялось планетарное сообщество. Психологически люди не могли принять бесперспективность бесконечного раскручивания маховика потребления и были остановлены экономически.

Парадоксально, но роль культуры и искусства в кризисные периоды возрастает. В США в годы Великой депрессии возникла сеть национальных парков и развилась киноиндустрия. В России в начале 90-х удвоилось число театров. По наблюдениям Сергея Кропотова и его учеников, на нововведения, предлагаемые деятелями культуры, всегда легче откликались руководители депрессивных территорий - хватались за них как за соломинку. Но и нематериальной сфере для поддержания жизни нужны средства, которые теперь, судя по новым бюджетам, будут серьезно ограничены. Каков выход?

- В новых условиях требуется новый уровень маркетинга, - считает Сергей Кропотов. - У нас до сих пор преобладает самодеятельность, когда маркетингом занимаются сами художники, в то время как на Западе подобная практика скончалась еще в 80-е годы. Арт-менеджменту нужно учиться и учить. А ограничения и тормозы - не в финансах, они прежде всего в головах. Вот пример. При блестящей интеллектуальной проработке международного проекта «In transition» обнаружилась неспособность екатеринбургского сообщества принять его концептуальный уровень.

А тема была и нам близкая: ощущения человека и этнических групп, травмированных перемещением; одни в этих условиях становятся художниками, другие срываются в истерию терроризма. Я принимал участие в российско-французской конференции «Утрата основания: авангард и современное искусство». Французская сторона готова следующую встречу провести на уральской земле - но мы не готовы.

Двадцать ноль девять: выбор года

Состояние комфорта, как известно, приводит к сонливости. Высокий жизненный тонус у тех, кто борется. Человек должен быть мобилизован. Возможно, цивилизованное человечество слишком расслабилось... Но воспевать и славить трудности, конечно, не стоит. Кризис - он и есть кризис: обновление произойдет, но процесс болезненный и потери неизбежны. Будем надеяться на оздоровление? «Выздоровление, - уточнил Владимир Мишарин. - Кризис - это болезнь, организм начинает с ней бороться. Кто-то не справится и уйдет из-за неверного лечения или самолечения. Возможно, основная проблема, которая сейчас вскроется, - недостаточный уровень личной культуры: внимания к себе, сохранения самообладания, видения перспектив, применения компетентных способов выхода из сложной ситуации. Культурный организм знает, в чем его истинная польза. Кризис ставит перед выбором, и отнюдь не только места работы».
В переломных или напряженных ситуациях культура нередко становится приоритетной сферой экономики, тем технологическим укладом, который вытягивает остальные. Речь не только о положительных эмоциях, которые сегодня нужны как никогда. Культура экономически целесообразна, если под целесообразностью понимать соотношение инвестиций и результатов. Коляда-театр существует на мизерные деньги (когда-то на страницах журнала мы подсчитывали, что это явление, которым гордятся и жители, и власти, обходится в несколько ставок менеджера в приличной фирме; расчеты, как вы понимаете, докризисной реальности). Уже упоминавшийся Дом актера, ничего не беря из местного бюджета, являет собой эффективно действующее учреждение, осуществляющее социальную функцию (отнюдь не закрытый актерский клуб, а открытая всем культурная площадка) и сохраняющее в прекрасном состоянии здание- памятник.

Выбор каждого в государстве и государства в целом сейчас между тем, чтобы «все закрыть» (как это уже происходит в некоторых Дворцах культуры, закрывающих все (!) кружки и секции, просуществовавшие до того по 70 лет, в том числе и в годы войны) - или оптимизировать. Не путать последнее с «ликвидировать». Культура характеризуется способностью творчества: создавать то, чего не было. «Превратить мусор в ресурс», по выражению Сергея Кропотова, может стать девизом нынешнего времени. «Когда б вы знали, из какого сора»...


Дополнительные материалы: 

Сергей КропотовКультурно-экономический прогноз от ректора Академии современного искусства Сергея Кропотова


- Будет усиливаться сетевое взаимодействие между разными видами искусства и другими сторонами жизни. В одном учреждении соединятся множество субъектов: оптимизация пространства за счет многофункциональности. Продолжится смена образовательных стратегий и переброс средств на то, что способствует переориентации мышления. Сегодня рушатся многие основания и разбиваются краеугольные камни, современность текуча и пластична, и человек должен ей соответствовать.

Грядут крутые изменения, которые пока мало кто осознал. В США к власти пришли люди, делающие ставку не на военно-промышленный комплекс, а на иные технологические уклады (Голливуд, Силиконовая долина), понимающие значимость нематериальных активов. Состоявшийся осенью в Перми экономический форум с симптоматичным названием «Города, которые выбирают. Новые метрополии» показал, что и мы начинаем это осознавать.

В промышленной сфере Свердловской области 94% работающих относятся к третьему и четвертому технологическому укладу (металлургия, железнодорожный транспорт, машиностроение). Лишь около 5% заняты в пятом и шестом технологических укладах, связанных с информацией, образованием, культурой. 44% населения области живет в монопрофильных населенных пунктах, кризис ударит по ним сильнее и быстрее всего. Тем важнее вторжение искусства на территорию деградирующих технологических укладов. Для устойчивости региону необходима концентрация в мегаполисе как локомотиве развития - всего, что связано с информационными потоками, образовательными технологиями и индустрией культуры.

Подготовила Марина Романова

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия