Зеркало для героя

Всероссийский форум «Театр: время перемен» не привез в Екатеринбург громких спектаклей и звездной актерской команды: в его задачу не входило работать на публику. Он работал на себя, но, поднимая собственно театральные вопросы, вышел за цеховые рамки и вновь показал: театр не довольствуется пассивной функцией зеркала жизни, он готов играть активную роль в гражданском обществе.

Достояние республики

Велика Россия, а проблемы у театров одни: устаревшее оборудование; дефицит помещений... «Не хватает мужчин-героев!» - прозвучал на торжественном открытии «вопль» режиссерско-директорской души в женском воплощении. А еще не хватает профессионального общения. Чтобы утолить «голод на специалистов», на уральскую землю высадился десант профессионалов самого высокого уровня. Учить концертмейстеров приехали из Мариинского театра; режиссеров, художников по гриму - из ГИТИСа.

53 театра Уральского федерального округа отправили своих сотрудников в Екатеринбург на мастер-классы, семинары, лаборатории, занятия по сценической речи и движению... Но форум не ограничился уроками мастерства.

Недавно мне довелось беседовать с директором Лейпцигского театра Анри Майером. Как о большой ценности и редкости говорил он о репертуарном театре: с постоянной труппой и афишей на все вкусы. Иностранцы ностальгируют по ушедшему идеалу, а представлен он в полноценном виде лишь в России. Наш репертуарный театр все чаще называют национальным достоянием и начинают думать о его сохранении. Эта тема и стала концептуальной на форуме. Вопрос об отмене традиции и закрытии стационарных театров не стоит. Тем не менее проблема выживания российского репертуарного театра проявилась на двух уровнях, политическом и экономическом. «Сегодня мы все, хотим того или не хотим, участвуем в спектакле под названием «финансовый кризис». Как будет разворачиваться его сюжет, мы не знаем, но подготовиться к неожиданным поворотам следует», - сказал на открытии форума председатель Союза театральных деятелей (СТД) России Александр Калягин.

Не услуга, а образ жизни

Говорят, сюжетов-первоисточников очень мало, чуть больше двух десятков, остальные - их производные. Противоречие между конторой и творчеством, чиновниками и художниками входит в это сакральное число - тема из разряда вечных. Когда на трибуну поднимаются представители власти, они говорят в основном о средствах, выделяемых на библиотеки, музеи и спектакли. Деятели искусства обеспокоены же не только финансовой составляющей, но местом культуры в жизни общества, причем законодательно закрепленным - в этом проявляется политическая оценка их труда. А место культуры пока в разделе «прочие услуги», в одном ряду с ритуальными службами и прачечными.

Александр Калягин рассказал, что во время работы в Общественной палате он подготовил доклад о культуре как ресурсе развития страны. «Недавно я внимательно посмотрел материалы по Концепции развития России до 2020 года. Совершенно очевидно, что доклад Общественной палаты авторы концепции проигнорировали. Неужели наша деятельность - "рынок услуг", меня в очередной раз сразила такая формулировка. Я уже говорил и опять повторю, услуги оказывают в парикмахерской, в ресторане, а в театре создают художественные произведения». На пресс-конференции он тоже поднимал больную тему: «Культура не услуга, а способ жить: вот сидим мы с вами, не деремся, не плюемся... Как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев, культура создает качество народа. Она всепроникающа, она "делает людей". Упустишь ее - упустишь страну. Предстоит еще много и долго работать, чтобы объяснить властям роль культуры, роль театра».

Свобода или кошелек

В Свердловской области мы наблюдаем дилемму. С одной стороны, власть объявляет культуру одним из приоритетных направлений развития. С другой - при пересмотре бюджета в первую очередь секвестрирует расходы именно на нее. Говорят о сокращении финансирования целевых программ до нуля. Театр получит деньги на содержание зданий и людей, но не получит на создание продукта, ради которого и существует.

Жить в рынке и быть свободным от рынка нельзя. Культуре от того и сложно в современных условиях, что ее трудно посчитать и просчитать, показателем «согласно проданным билетам» ее стоимость не определяется. «Возьмем здание, являющееся памятником архитектуры. Это недвижимость, материальный актив. Но стоимость его оказывается неизмеримо выше строительной и эксплуатационной, в нее вошел талант архитектора. Однако нет экономических показателей для такого расчета. Измерение основано на сравнении. Творческий же продукт уникален, его нематериальную составляющую не измерить в цифрах», - рассуждает директор Государственного института искусствознания Дмитрий Трубочкин. Вопрос о количественной и качественной оценке культуры пока остается открытым.

Многие критерии, что годятся для других сфер производства, требуют корректировки в отношении производства пищи духовной. Например, пресловутый 94-й закон: разумно ли объявлять тендер на режиссера, сценариста? Самый дешевый будет и самый плохой, мастера вообще не получат заказов. Все признают, что распространение этого закона на деятельность учреждений культуры было ошибкой. Недавно Госдума, наконец, внесла поправки.

Ситуация постепенно меняется - под воздействием прежде всего театральных деятелей. Когда несколько лет назад ими было инициировано обсуждение законопроекта «Об автономных учреждениях», его даже прозвали «театральным», хотя касался он всех бюджетников. Сейчас закон в действии, но театры не торопятся «выйти на свободу». В Свердловской области на перемены решилась пока лишь Государственная филармония, о результатах говорить рано. А вот Тюменский драматический театр уже не первый год осваивает новый механизм хозяйствования. Его директор Владимир Коревицкий считает, что для коллектива, который желает свободно двигаться вперед, сегодня открыта единственная дверь с табличкой «автономное учреждение». На форуме специалисты подробно рассказали о плюсах и минусах бюджетного и автономного существования.

Что может СТД

Один из главных результатов театрального форума, на взгляд стороннего наблюдателя, в том, что он продемонстрировал не иллюзорную, а вполне реальную способность общественной организации влиять на ситуацию в обществе. Под воздействием СТД корректируются законы. Он помогает разруливать болезненные имущественные вопросы. Известна конфликтная ситуация вокруг здания екатеринбургского Дома актера. Александр Калягин встречался с полномочным представителем президента в УрФО Николаем Винниченко. Тот обещал содействие и высказал свою позицию: Дом актера должен остаться за СТД.

У Свердловского отделения Союза немало собственных примеров эффективного сотрудничества с властью. «Возникла сложная ситуация в Первоуральском театре драмы, СТД подключился и помог министерству культуры анализом и организацией работы комиссии. Сформировалось мнение творческого союза о том, что закон «О культурной деятельности» на территории Свердловской области безнадежно устарел.

И оно было услышано. Заместитель министра культуры области Петр Стражников объявил на предновогоднем заседании правления СО СТД, что поправки приняты, теперь закон может работать», - рассказывает председатель Свердловского отделения Владимир Мишарин.
Почему театральный союз оказывается наиболее эффективным, в сравнении с другими творческими объединениями? Причин несколько. Он самый массовый: театр ориентирован на коллективную деятельность. По мнению участника форума артиста Евгения Стеблова, роль играет и происхождение организации: Всероссийское театральное общество сформировалось еще в досоветскую пору, и СТД легче других избавился от «совковых» привычек. К тому же он не разорвался на части в период «революционной ломки 90-х», как союзы писателей, художников. Причина и в самом виде искусства: театр - активный вид творчества, он и отражает ситуацию в обществе, и влияет на нее.    

12 стульев

Споры о том, возможна ли чисто количественная оценка деятельности театров или обязательно должен присутствовать качественный критерий (и если да, то какой), не утихают. И все же статистика существует. Вот некоторые цифры.
В Уральском регионе 60 театров. Больше половины из них, 32, в Свердловской области. На миллион жителей приходится семь театров: показатель вдвое выше, чем в среднем по России. Представлено 7 тыс. спектаклей и концертов за год, на них побывало 1,5 млн человек. Это значит, что каждый екатеринбуржец посетил один спектакль. Если лично ты, читатель, не был в театре, выходит, его дважды посетил твой сосед.

На втором месте по «обеспеченности театральным искусством» - Челябинская область: 12 театров. В Тюменской области театров меньше, но они финансово благополучны. К 150-летнему юбилею областной Тюменский драматический театр получил новую сценическую площадку: 32 тыс. квадратных метров, два основных зала, подземный паркинг, ресторан и т.д.

Еще цифры по Свердловской области. В 2008 году областной «культурный» бюджет превысил 4 млрд рублей. Благодаря введению регионального компонента в приоритетные национальные проекты в сферу культуры дополнительно поступило около 800 млн рублей. Конкретный бюджет одного из самых крупных и известных театральных коллективов - Свердловского театра музыкальной комедии. Динамика такова: 2007 год - 90 млн рублей; 2008 год - 103,5; 2009 год - 106,9 миллиона. Внебюджетные средства в минувшем году составили примерно 30% от бюджетной цифры. Пример, к сожалению, нетипичен. Так, в Курганской области принципиально иные показатели: за год на постановку шести драматических спектаклей там получено всего 600 тыс. рублей. 

Дополнительные материалы:

Дмитрий Мозговой Результаты форума проявятся в будущем,

убежден Дмитрий Мозговой, руководитель творческого отдела СТД России

- Дмитрий, сегодня многие признают ценность такого понятия, как русский репертуарный театр. В чем же проблема?

- Существование театра в таком виде непросто и творчески, и организационно. О труппе нужно заботиться, подбирать репертуар, в котором были бы задействованы все артисты, воспитывать молодых, думать о едином стиле... Но именно это и позволяет по сей день считать русский театр лучшим в мире и говорить о нас как о крупнейшей театральной державе. Экономически же более целесообразным является театр проектный, антрепризный, он обходится дешевле. Возникают ножницы между логикой творческой и экономической.

- Форум предлагает конкретные решения?

- Проблематика репертуарного театра связана с другой темой - «автономные учреждения». В настоящий момент большинство театров являются бюджетными. С одной стороны, это плюс: гарантированное финансирование (оно, правда, уменьшается, по Москве уже на 20%). С другой - много ограничений. Театру трудно планировать свою деятельность до копейки на год вперед, как того хочет министерство финансов. По закону «О сдаче помещений в аренду» бюджетные учреждения не имеют права использовать этот ресурс. На практике же многие театры в дни, когда сами не играют, предоставляют сцену гастролирующим коллективам или тем, у кого нет собственной площадки. Таким образом, государство подталкивает театры к форме автономных учреждений, которая дает больше свободы в зарабатывании и расходовании средств, но меньше защиты.

- Насколько я знаю, именно деятели театра настояли на внесении изменений в закон «Об автономных учреждениях (АУ)».

- Да, и мы гордимся этим. При производстве законов, в том числе касающихся организаций культуры, чиновники, к сожалению, не находят возможности и желания посоветоваться с теми, кого закон касается напрямую. Вот и получается: сначала законы принимаются, потом несколько лет исправляются. СТД удалось добиться серьезных корректив. Теперь закон гарантирует АУ финансирование из бюджета; обозначена добровольность преобразования из бюджетного учреждения в автономное. На форуме была проведена просветительская работа: руководителям театров разъяснено, что не так страшны автономные учреждения, как их представляют. Хотя присутствуют и «подводные камни», их тоже надо знать. В Москве объявили о переходе в ранг автономных учреждений некоторые ведущие театры, например, МХАТ имени Чехова. Впрочем, на Урале прецедентов уже больше, чем в столице.

В целом же государство продолжает «выстраивать» культуру. Основная логика действий: некая «рационализация» театральной, художественной сферы. Введение строгих экономических показателей: число зрителей, посетителей, проданных билетов. Но культура не подлежит сугубо количественному подсчету.

- Не получится ли так, что все те правильные, нужные выводы, сделанные на форуме: о роли культуры, о важности диалога - так и останутся на уровне разговоров?

- Нет. III Всероссийский форум представляет собой семь выездных мероприятий, по числу округов. До Екатеринбурга он прошел в Хабаровске, дальше следует Новосибирск. По итогам будет проведено комплексное исследование, которое попадет на стол министра культуры страны, премьер-министра, президента. Есть уверенность, что оно не останется без внимания. Председатель СТД Александр Калягин находится в постоянном диалоге с властью на самом высоком уровне. Форум стал итогом его встречи с Владимиром Путиным два года назад. Программы, которые Союз театральных деятелей будет проводить до 2011 года, находятся под патронажем президента России.                                 

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия