Отказаться от амбиций
Владимир Климанов |
Кризис сильнее всего ударит по бюджетам регионов-доноров, убежден директор АНО «Институт реформирования общественных финансов» Владимир Климанов.
— Владимир Викторович, сейчас многие регионы пересматривают ранее сформированные проекты бюджетов? У них есть какой-то ориентир?
— Уточненный прогноз социально-экономического развития страны на ближайшие годы, учитывающий сокращение основных бюджетообразующих показателей для региональных бюджетов, в первую очередь прибыли предприятий и фонда оплаты труда, готовится в Минэкономразвития. Другое ведомство, Минфин России, с конца октября предупреждало региональные органы власти о таком нежелательном характере развития. Минфин призывал регионы ограничить принятие новых расходных обязательств, в том числе в части повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, готовить проекты бюджетов субъектов федерации исходя из консервативного сценария, чтобы не секвестировать расходы в следующем году.
— Насколько болезненным будет сокращение бюджетов для экономики регионов?
— Безусловно, любой пересмотр уже действующего бюджета в меньшую сторону будет крайне болезнен, он может стать импульсом для активизации социальной напряженности, срыва отдельных намеченных программ, что в свою очередь повлечет еще целый ряд негативных последствий.
При этом нельзя исключать и того, что, несмотря даже на нереализуемость в следующем году оптимистичного сценария, бюджет все-таки будет исполнен в том виде, в каком его примут. Это связано с тем, что в течение нескольких последних лет в большинстве субъектов федерации региональные бюджеты исполнялись с превышением доходов, а следовательно, и расходов, по отношению к первоначально запланированным и утвержденным законодателями параметрам. Рост региональных бюджетов опережал рост валового регионального продукта, что и позволяло наращивать расходы на государственные нужды опережающими темпами. Минфин все время говорил, что такая практика занижения показателей принимаемых бюджетов не соответствует лучшим принципам финансового управления. Но в условиях кризиса эта «повышенная осторожность» региональных законодателей может позволить не пересматривать параметры бюджета в течение ближайшего финансового года.
— Какие расходные статьи должны быть пересмотрены в первую очередь?
— Понятно, что общие рецепты ужимания расходной части бюджета могут быть взяты из любого учебника по антикризисному управлению для корпоративного сектора. Там, очевидно, будет сказано, что большинство инвестиционных проектов, ведущих к наращиванию активов, в тяжелые годы можно отложить «на потом». Поэтому поведение законодателей, которые в условиях экономического кризиса свертывают финансирование масштабных инвестиционных проектов, выглядит разумно. Однако, используя в секторе государственной экономики методы антикризисного управления бизнесом, следует помнить о двух важных моментах.
Во-первых, субъект федерации, понимаемый как регион-квазикорпорация, является публично-правовым образованием и потому не может быть подвергнут процедуре банкротства.
Во-вторых, при управлении общественными финансами действует правило, не свойственное управлению средствами предприятий: финансировать за счет бюджетных средств можно только то, что разрешено, но не то, что не запрещено.
При этом нельзя откреститься от выполнения взятых на себя государством и его регионами конституционно гарантированных публичных обязательств. И в этой связи очень важно в бюджете предусмотреть расходы на реализацию всех тех задач и обязательств, которые возложены на субъект федерации законодательством и должны быть осуществлены даже в тяжелых финансовых условиях.
— Какие регионы пострадают больше всего?
— Регионы с наиболее мощным экономическим потенциалом и менее других зависимые от поступлений межбюджетных трансфертов из федерального центра, к числу которых относится и Свердловская область, могут больше других субъектов федерации пострадать от разворачивающегося финансового кризиса. Это связано с тем, что ужимающиеся внутренние финансовые ресурсы в сильных регионах в большей степени определяют объемы регионального бюджета, чем в регионах, традиционно живущих за счет дотаций и субсидий из федерального бюджета, в настоящее время утверждаемых на три года вперед. В свою очередь в федеральном бюджете в течение последних лет успешно создана огромная «бюджетная подушка» в форме Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, накопленная от сверхдоходов, полученных в результате экспорта энергоносителей.
Понимая, что именно регионы-доноры окажутся в наиболее уязвимом положении, их органы власти уже задумались о создании аналогичного финансового резерва, который может быть использован не только в текущем, но и в 2009 году.
В Москве и Ханты-Мансийском автономном округе объем такой «подушки» составляет по 5 млрд рублей, в Республике Башкортостан, Нижегородской и Ростовской областях превышает 2 млрд рублей в каждой.
Но следует понимать, что возможности создания бюджетного резерва ограничены как некоторыми законодательными рамками, так и необходимостью реализовывать уже принятые расходные обязательства. Поэтому действия региональных властей именно таких субъектов федерации в части утверждения бюджета на следующий финансовый год и плановый период должны быть крайне осторожны.