По замкнутому кругу
Фото - Андрей Порубов |
Второе. Наиболее продвинутые субъекты федерации еще несколько лет назад составили стратегии развития. Почему Москва обратила на них внимание только после наущения главы государства? Принцип поляризованного развития, который приходит на смену политике регионального выравнивания и предполагает концентрацию финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в территориях-локомотивах, а затем распространение инновационной активности на другие, применялся и применяется во всем мире. Он не представляет диковинной новации. По этой модели развивались США, Великобритания, Германия, Япония, Франция, Италия, Испания, Чили, Южная Корея, Китай — страны, которые сегодня мы сами себе приводим в пример.
Урало-Западносибирский макрорегион как ни один другой в стране имеет все основания пополнить копилку «экономических чудес». Предприятия ТЭК, металлургии, химии и нефтехимии, машиностроения, транспорта связаны здесь в единый производственный комплекс. Плюс научно-образовательная инфраструктура, обслуживающая промышленность, а главное — все еще конкурентоспособный человеческий капитал и уникальное геоэкономическое положение (мы располагаемся на перекрестье основных евразийских коридоров с запада на восток и с юга на север). Отсюда еще одно сомнение: а стоит ли вообще исследовать отдельно взятые субъекты РФ? Ведь, скажем, сырьевые и энергетические проблемы металлургов Среднего Урала не решить без освоения месторождений твердых полезных ископаемых Югры и газовых кладовых Ямала. И наоборот: новые образцы рельс, колесных пар, вагонов и даже локомотивов, которые свердловчане готовы предложить Российским железным дорогам, рассчитаны на использование не только в пределах Урала.
Порою мы, журналисты, удивляемся: ну почему то, что очевидно для нас, не воспринимается чиновниками, выученными и нанятыми управлять страной? Оказывается, воспринимается (видно, просто меньшинством). Принцип поляризованного развития лег в основу концепции Стратегии социально-экономического развития регионов РФ, разработанной Минрегионразвития. Правда, согласно этой концепции, только «подготовка генеральной схемы пространственного развития России должна быть осуществлена в течение трех лет, начиная с 2006 года». Другими словами, страна, до сих пор не имеющая ни единого кластера, конкурентоспособного в глобальной экономике, до окончания президентского срока Владимира Путина даже не приступит к реализации какого бы то ни было стратегического проекта развития промышленности и инфраструктуры. А это ни много ни мало почти десятилетие.
Почему так? Беспристрастные составители концепции дают ответ и на этот вопрос: низко качество госуправления. Это выражается в том, что «отсутствуют механизмы согласования и синхронизации стратегий регионального развития субъектов РФ, стратегий развития муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий. В результате межрегиональная кооперация фактически отсутствует, бюджетные средства используются недостаточно эффективно. Федеральные целевые программы не решают этой задачи».
Увы, до синхронизации, кажется, еще не близко. СМИ, преданные губернатору Эдуарду Росселю, преподносили визит Михаила Фрадкова как знак особого расположения Москвы. Журналисты, сверяющие творчество с линией президентского полпредства, представляли премьер-министра как сурового ревизора. А руководитель пресс-группы, сопровождавшей премьер-министра, вообще не желал показывать шефа журналистам. А это верный знак: не о чем говорить.