ЗАТО: мы делаем ракеты
В СССР жители мегаполисов с завистью смотрели на закрытые города: там не знали, что такое дефицит. С началом рыночных реформ обитателям закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) снова завидовали: за колючей проволокой можно было не опасаться криминала. В начале 2000-х пенсионеры и бюджетники ЗАТО не испытывали проблем с получением пенсий и зарплат: в связи с особым статусом объем трансфертов ЗАТО, идущих напрямую из федерального бюджета, всегда был больше, чем в обычных муниципальных образованиях.Минимальные контакты с внешним миром (кроме секретного производства имелась вся необходимая для жизни инфраструктура, от железнодорожных станций до кладбищ) компенсировались достатком и спокойствием. Горожане соглашались терпеть некоторые неудобства (типа ограничения общения с родственниками, подписки о неразглашении государственной тайны, статуса невыездных за границу), потому что ценили более высокий, чем в среднем по стране, уровень медицинского обслуживания, образования, обеспечения жильем.
И вот с 2006 года ЗАТО оказались включены в общую систему выравнивания бюджетной обеспеченности, кривая их собственных доходов поползла вниз. Безусловно, они до сих пор получают трансфертов больше, чем другие города, но разрыв сокращается. Создавать собственную налоговую базу здесь сложно: НДФЛ практически полностью зависит от базового предприятия, возможности роста земельного налога минимальны (земли в ЗАТО квалифицируются как изъятые из оборота), а малый бизнес из-за закрытости ворот развивать проблематично.
Ситуация усугубляется тем, что градообразующие предприятия, встраиваемые в мировой глобальный рынок, начали проводить реструктуризацию и снижать социальную нагрузку. Пока это не привело к резкому сокращению персонала, но такие перспективы реальны. Молодежь, для которой традиционные базовые ценности жителей ЗАТО перестали быть определяющими, начала уезжать в крупные города. И вот тогда о ЗАТО заговорили уже как о возможной будущей проблеме для региональной экономики.
Два года назад концерн «Росатом» (его производственные мощности находятся в десяти ЗАТО, в том числе пяти на Урале: Лесном, Новоуральске, Озерске, Снежинске, Трехгорном) инициировал дискуссию о возможных сценариях развития закрытых городов. Первый план по заказу топливной компании «ТВЭЛ» сделал для Новоуральска в Свердловской области фонд Центр стратегических разработок «Северо-Запад», сейчас здесь готовят проект индустриального парка на его территории. Этот город с его типичными проблемами и вызовами может быть модельным в построении будущего ЗАТО.
Партнеры проекта