Три шага вперед

Три шага вперед Перспективы Новоуральска связаны с созданием новых производств дорогой высокотехнологичной продукции, востребованной на мировых рынках, а также развитием индустриального и технологического парков. Вероятность реализации этих сценариев зависит от поддержки региональной власти и активности местных предпринимателей.

В конце октября этого года генеральный директор концерна «Росатом» Сергей Кириенко подписал с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым соглашение о сотрудничестве в части развития городов, где размещены активы корпорации — Лесного, Заречного, Новоуральска. Это первое соглашение, касающееся перспектив ЗАТО: до сих пор закрытые города жили при минимальном внимании со стороны региона.

Динамика объемов федеральных трансферов для ЗАТО НовоуральскКонец эпохи стабильности

Базовое предприятие Новоуральска — Уральский электрохимический комбинат (УЭХК), крупнейший в мире производитель обогащенного урана. История его началась в 1941-м. Тогда, еще до войны, СССР столкнулся с нехваткой самолетов. Для их производства требовались легкие сплавы, и было принято решение начать строительство трех заводов переплавки лома. Один из них, № 484, начали возводить около поселка Верх-Нейвинский. Спроектирован завод был с учетом поставок оборудования из Германии. Понятно, что когда к 1943 году корпус был практически готов, пуск не состоялся. В 1945 году приоритеты сменились: имеющиеся мощности были перепрофилированы под производство обогащенного урана. Первую продукцию комбинат выдал в 1949 году. Поселок, где жили его работники, вообще не имел названия. Лишь в 1954 году он получил статус города и имя Новоуральск. Хотя оно почти нигде не использовалось: город значился под номером Свердловск-44, и только в 1994 году стал открытым для внешнего мира.
 
Три года назад в статье «Урановый остров стабильности» («Э-У» № 37 от 28.09.09) мы подробно рассказывали об особен­ностях производства УЭХК и его доле на рынке, поэтому на специфике предприятия останавливаться не будем. Заметим лишь, что УЭХК благополучно пережил период либерализации экономики, несколько кризисов и спадов благодаря гибкости технологий и способности поставлять продукцию на мировой рынок по западным стандартам. В 1993 году, когда промышленность России рушилась на глазах, а население стремительно нищало, УЭХК смог войти в число участников проекта ВОУ-НОУ — российско-американского межправительственного соглашения о поставках в США низкообогащенного урана (НОУ), получаемого из высокообогащенного (ВОУ), извлекаемого при демонтаже ядерных боеголовок. Этот заказ много лет позволял и компании, и городу чувствовать себя уверенно: бюджетная обеспеченность Новоуральска даже с учетом сокращающихся трансфертов до сих пор остается самой высокой среди городов Свердловской области. В 90-е годы комбинат стал для города гарантом стабильности: взял на содержание почти все объекты социальной сферы, замкнул на себя вспомогательные производства, торговый и сервисный бизнес.

Бюджетные расходы на душу населения в 2009 годуНо в следующем году договор ВОУ-НОУ заканчивается. «После 2013 года высоки риски сокращения контрактной базы УЭХК, что в последующие годы приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет», — предполагает руководитель проектного направления Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Дмитрий Санатов.

Концерн «Росатом» давно ведет работу по замещению договора ВОУ-НОУ, однако очевидно: без кардинального пересмотра подходов к управлению экономикой и комбината, и всего городского хозяйства, не обойтись. Собственно, это и послужило поводом для проведения стратегического анализа и поиска приоритетных направлений, выполненных ЦСР «Северо-Запад». Рассмотрим основные тезисы и выводы, полученные в ходе исследования.    

Риски и вызовы

Встраивание в глобальную экономику вынуждает все предприятия атомной отрасли, включая УЭХК, повышать производительность труда. Для этого придется применять новые технологии, что неизбежно приведет к сокращению персонала. Особенно сильное сокращение предвидится на непрофильных производствах: с 2011-го до 2020 года — 1500 рабочих мест. Однако рынок труда города не способен принять этих людей на сопоставимых условиях.

Вторая проблема, характерная для многих городов ЗАТО, — несоразмерная численность занятых в бюджетном секторе. Сегодня на долю его и непроизводственной сферы приходится 28% работающего населения. Если объем бюджетных поступлений будет сокращаться, что неизбежно в свете рассматриваемых тенденций, эта сфера не сможет финансироваться в прежнем объеме.

Третий вызов — низкая привлекательность города для инвесторов, предпринимателей и просто активных людей в связи с его удаленностью от Екатеринбургской агломерации (79 км от областного центра) и наличием особого пропускного режима.

— Отток молодежи и трудоспособного персонала старшего возраста — одно из серьезнейших ограничений для реализации инвестиционных проектов в Новоуральске. Уже сегодня ежедневно не менее 3 тыс. человек выезжает на работу в Екатеринбург. А это означает, что люди там не только зарабатывают деньги, но и оставляют часть доходов, что снижает объем потребительского рынка Новоуральска. Отсюда вытекают сложности с созданием производств, ориентированных на новые растущие рынки, — констатирует Дмитрий Санатов. 

Структура рынка труда в Новоуральске в 2009 годуТри сценария

На первый взгляд, самое очевидное — снятие статуса ЗАТО. Однако можно со 100-процентной уверенностью сказать, что жители города проголосуют «против»: в этом случае они лишатся федеральных трансфертов, пусть и сокращенных.

ЦСР «Северо-Запад» увидел три последовательных шага в развитии Новоуральска. Первый очевиден: УЭХК в любом случае завершит в этом году реализацию программы реструктуризации, выведя дочерние компании на свободные рынки. Если не принимать кардинальных мер по созданию новых сегментов, развитие в парадигме «традиционный промышленный моногород» рано или поздно приведет к его гибели, потому что все обозначенные в начале вызовы проявят себя в полной мере.

Но какие сегменты развивать? Глупо затачивать интеллектуальный потенциал атомных городов на выпуск условных кастрюль. Это должны быть производства дорогой высокотехнологичной и востребованной на мировом рынке продукции. Если так, сам бог велел развивать сегменты, связанные с атомной энергетикой. Этап второй предполагает, что базовое предприятие будет выполнять роль технологического подцентра головной топливной компании. В среднесрочной перспективе, видимо, так и произойдет. Однако у этой модели есть определенные риски: инерция базовой специализации, недостаточная мощность модернизационных процессов, зависимость от мировых рынков, того же обогащения урана.

В этой связи эксперты ЦСР говорят о необходимости реализации третьего этапа — «диверсифицированный промышленный город». Для этого необходимо привлекать внешние инвестиции в высокотехнологичные секторы при одновременном удержании уже существующей индустрии города. И шаги в этом направлении сделаны: из УЭХК выделены Уральский завод газовых центрифуг, ООО «Уралприбор», ООО «Новоуральский научно-конструктор­ский центр» и др. Дмитрий Санатов:

— На предприятиях накоплен большой объем технологических компетенций, в том числе в сфере порошковой металлургии, применения редких и редкоземельных металлов, электрохимии. У них есть компетенции по ведению научных исследований и опытно-конструкторских разработок, они располагают архивами уникальных испытаний и в целом богатым научным потенциалом. Кроме того, до сих пор сохраняется государственная поддержка, которая при грамотном использовании может быть обращена в преимущество при выведении продукции на внешние рынки. Но пока все эти плюсы не работают из-за низкой эффективности созданных предприятий: в них не поставлен современный инжиниринг, они не соответствуют по форме организации требованиям рынка (например, не для всех видов продукции ведется раздельная калькуляция расходов и невозможно просчитать себестоимость), ограничен доступ иностранных партнеров и т.д. В рамках подготовки стратегического плана мы предложили запустить реинжиниринг бизнес-процессов на дочерних предприятиях УЭХК.   

Предполагаемая динамика численности занятых на УЭХКСледующий шаг — создание индустриального парка для внешних инвесторов. Да, город удален от Екатеринбурга, крупных проектных центров, и это создает сложности. Но здесь есть полностью готовая инфраструктура для размещения новых производственных объектов площадью 120 га. Дмитрий Санатов подсчитал, что эти проекты могут обеспечить создание до 6 тыс. новых рабочих мест и увеличить бюджетные поступления минимум на 1,2 млрд рублей в год.

Далее — создание технологических парков. Кроме традиционной базовой отрасли, в Новоуральске хорошие перспективы имеет фармацевтическая промышленность в связи с размещением здесь еще в начале 2000-х годов компании «Медсинтез». Сейчас на ее базе имеет смысл создавать технологический парк в области фармацевтики и медицинского оборудования. Кроме того, перспективно создание парка в сфере новых материалов для энергетики и энегоэффективных технологий по таким направлениям, как электрохимия, порошковая металлургия, наноматериалы. И конечно, следует развивать малый бизнес: при таком низком уровне предпринимательской активности, который сейчас есть в городе, диверсифицировать экономику будет сложно.


Партнеры проекта47422

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Кооператив «Большой Урал»

Нехорошая ситуация

с БОРу по сосенке

Окна роста

Пермский рай