Обогащайся

Обогащайся Александр БелоусовГрадообразующие предприятия, бизнесмены, власть и население закрытого города вместе должны избавиться от устаревших представлений об устройстве жизни и найти новый формат взаимодействия.

Будущее ЗАТО невозможно оценивать вне стратегий базовых компаний. Генеральный директор Уральского электрохимического комбината Александр Белоусов рассказывает, как градообразующее предприятие Новоуральска намерено менять подходы в экономике и социальной политике.

В логике глобального рынка

— Александр Андрианович, контракт между США и Российской Федерацией по переработке высокообогащенного урана в низкообогащенный, так называемый ВОУ-НОУ, многие годы обеспечивал стабильную загрузку комбината. В 2013 году он заканчивается. Будет ли договор продлен и какие варианты его замещения рассматривает Росатом?

— Соглашение ВОУ-НОУ продлено не будет — это точно. Да, оно обеспечивало значительную часть загрузки нашего предприятия. Сейчас корпорация «Росатом» ведет переговоры с американскими энергетическими компаниями на предмет прямых поставок. Переговоры идут в целом успешно, и мы рассчитываем, что большая часть мощностей будет задействована на выполнении прямых контрактов. В декабре мы ждем к себе большую делегацию американской USEC, через которую шла реализация соглашения ВОУ-НОУ. Надеемся на продолжение сотрудничества.

— В 2012 году Росатом подписал заявление с Казатомпром о намерении создать центр обогащения урана с использованием мощностей УЭХК. Как продвигаются эти договоренности?

— Да, это совместный российско-казахстанский проект в рамках межгосударственного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Мы будем предоставлять часть своих мощностей по обогащению на паритетных началах — получив доступ к казахстанскому урану. Этот проект имеет длинную историю, вариантов было много, но в конечном итоге принято решение, что центр будет создан на базе нашего комбината. Я думаю, в конце этого года, может быть, в начале следующего, все корпоративные и юридические процедуры будут завершены, и центр начнет реальную работу.

Для нашего комбината это будет определенным прорывом. Сегодня все крупнейшие компании атомной отрасли выходят на другие рынки, создают разветвленные структуры с участием иностранного капитала. В той же логике будет развиваться наш комбинат. Для предприятия и города этот проект имеет важное значение.

— НА УЭХК уже несколько лет идет реорганизация структуры. В чем ее суть?

— За последние три года мы сумели на базе наших подразделений, в большей степени вспомогательных, создать самостоятельные производства. Это касается непрофильных видов деятельности: сельскохозяйственных и торговых предприятий, общепита, производства нейтрализаторов выхлопных газов и электрохимических преобразователей, ремонтостроительного цеха и так далее. Таких структур, никак не связанных с профильной деятельностью, было очень много. Решение вывести их за контуры комбината в формате дочерних обществ было абсолютно правильно. Они сейчас ведут самостоятельную финансово-экономическую деятельность, развивают бизнес.

Это позволило, с одной стороны, оптимизировать структуру и затраты комбината, с другой — проявить предпринимательские способности людям. Например, компания, созданная на базе автотранспортного цеха, оказывает услуги не только предприятию и городу, но и купила три современных автомобиля «Вольво» и собирается выходить на региональные рынки автоперевозок. В рамках единого бюджета с комбинатом это сделать очень сложно, приходится соблюдать много формальностей, а сейчас люди могут наращивать свои знания и компетенции. Конечно, все эти предприятия продолжают взаимодействовать с комбинатом, выполняют наши заказы, но за результат их менеджеры отвечают сами.

В конце прошлого года мы создали Ассоциацию предприятий атомной отрасли — это координационный совет, где такие предприятия обмениваются информацией, выстраивают отношения, договариваются о совместном бизнесе. Сейчас в Ассоциацию входят 17 предприятий, причем среди них есть и те, кто, условно говоря, не имеет на комбинате корней. Это предприниматели, которые живут и работают в Ново­уральске, им интересно знать об общих планах и проектах. Я считаю, это очень позитивный опыт.

— Проведя реструктуризацию, вы дали импульс для создания малого предпринимательства. Но ведь его нужно развивать и поддерживать. Кто будет этим заниматься? 

— На эту тему мы много спорили и на заседаниях городской думы, и в администрации города и области. Городу нужны рабочие места. Мы считаем, что задача муниципальных органов власти состоит не в том, чтобы строить новые заводы, а в том, чтобы создать привлекательный инвестиционный климат, условия, при которых именно в этом городе были бы интересны новые производства. Если у нас в городе будет развита инфраструктура для бизнеса, он сюда и придет.

Меняться самим

— Если встраиваться в глобальный рынок, то обязательно встанет вопрос о повышении производительности труда. Каковы прогнозы по возможному сокращению персонала и как вы предполагаете занимать высвобождающуюся рабочую силу?

— Это серьезный вызов рынка, и мы обязаны на него правильно реагировать, потому что любое слабое звено рынок выщелкивает. Нам в этом отношении может быть несколько сложнее: мы долго жили за забором, и это вынуждало нас вариться в собственном соку. Мы, конечно, представляли, как работают наши конкуренты, но возможностей увидеть их работу было немного.

В прошлом году наша делегация посетила предприятие главного европейского конкурента — компании URENCO, и мы поняли, что по некоторым позициям отстаем. В первую очередь, конечно, по уровню производительности труда. Поэтому наша задача в ближайшие три-четыре года — догнать конкурентов. При правильном выстраивании концепции развития, корпоративных подходов это достижимо.

— Сокращение персонала на комбинате неизбежно? Сотрудники заводов, созданных в советской экономике, как правило, реагируют на подобные программы болезненно. В закрытом городе ситуация усугубляется еще и особым менталитетом жителей: мол, мы всю жизнь проработали на комбинате, а сейчас нас машины заменят… Как вы будете на это реагировать?

— Почему-то мы все время пытаемся списать наши неудачи на особенность менталитета. Это самое удобное объяснение для того, чтобы не меняться. Люди бросают мусор на улице, распивают спиртные напитки где хотят, потому что, извините, у нас менталитет такой. Но меняться все равно придется. Мы с 90-х годов прошлого века живем в другой формации. Жителям всех городов, и Новоуральска в том числе, придется свыкнуться с тем, что мы находимся в рыночной экономике. А это значит, что мы должны быть всегда готовы к вызовам рынка. В этой экономике человек, который хочет работать, без работы не останется. И мы строим свои программы в расчете именно на таких людей.

У нас действует программа переподготовки специалистов: любой желающий может получить другую профессию, другие знания и возможность трудоустройства по новой специальности. Причем не только на нашем предприятии или в городе Новоуральске, но и в Екатеринбурге: квалифицированные кадры сейчас нужны везде, другим промышленным предприятиям постоянно требуются технологи, токари, сварщики. И заработная плата высококвалифицированного специалиста достаточно высокая. Например, на нашем предприятии средняя заработная плата выросла с 2006 года с 20 до 60 тыс. рублей.

Кроме того, у нас запущена специальная программа передвижения персонала в рамках корпорации «Росатом». Это означает, что у людей всегда есть возможность выбора более интересных условий работы, жизни в другом городе, на другом предприятии. Нужно отдавать себе отчет в том, что второй такой комбинат в Новоуральске сейчас строить никто не будет. И не будет и спроса на некоторые специальности, просто потому что эта операция в силу технологического прогресса уже не нужна. Любое новое производство будет просто другое.

— На градообразующих предприятиях традиционно лежит немалая социальная нагрузка. Какие объекты вы уже передали городу, а какие продолжаете поддерживать?
— Мы передали муниципалитету практически все объекты социальной сферы, сегодня на условиях софинансирования поддерживаем работу только Дворца культуры и достаточно много внимания уделяем спорту.

Конечно, мы понимаем, что самый социально незащищенный слой населения это пенсионеры. В организации неработающих пенсионеров УЭХК более 9 тыс. человек, поэтому 60% социальных расходов нашего бюджета идет на поддержку этой категории. Не думаю, что такая пропорция будет всегда, но пока такую нагрузку комбинат будет нести. В будущем же, полагаю, понятие социально ответственного бизнеса в нашем обществе будет меняться. Задача предпринимателей — не оказывать материальную помощь и бесплатные путевки раздавать, а через тот же рост производительности труда повышать заработную плату. Тогда человек сам будет решать, купить ему путевку, автомобиль или отложить на старость.

Партнеры проекта 47422

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Кооператив «Большой Урал»

Нехорошая ситуация

с БОРу по сосенке

Окна роста

Пермский рай