Трудности перевода

Трудности перевода

Трудности переводаВ начале декабря автор этих строк побывал на заседании Тюменского делового клуба: областные чиновники пытались вовлечь представителей малого и среднего бизнеса в разработку стратегии развития Тюменской области до 2020 года. Директор департамента стратегического развития, член правительства Тюменской области Владимир Сысоев, контурно обозначив наработки правительства и некоего питерского института, выигравшего тендер на написание стратегии (ничего нового: нефтегазовый сектор — базовый, остальное — надстройка), пригласил бизнес включиться в работу. Организаторы — правление делового клуба — предложили стандартный алгоритм действий: создание рабочих групп по отраслевому признаку. Но бизнес неожиданно проявил строптивость и отказался от подходов в стиле «одобрямс». Сначала у гна Сысоева запросили проект стратегии: мол, после изучения выкладок властей, может, и у нас возникнут идеи. Чиновник ответил, что ознакомить с проектом не может, поскольку тот не утвержден, а чтобы его утвердить, надо сначала посоветоваться с населением региона, в том числе с бизнессообществом. «Поймите, документ не несет окончательного ответа, — говорил гн Сысоев, — над ним еще нужно работать, острые углы убрать». Но бизнес как раз не хотел убирать «острые углы». «Мы говорим не понятно о чем. А я хочу о своем сказать. Даже если я как директор соглашусь войти в рабочую группу, кто меня туда пустит? Я собственную землю не могу оформить два года, а вы предлагаете какието стратегии», — заявил один деловой человек. Другой вспомнил, что три года пытается попасть со своими ИТразработками в областную программу информатизации, но так и не нашел того кабинета, где его хотя бы выслушали. Казалось, выход очевиден: если бизнесу так важно преодоление административных барьеров, то и следует создать соответствующую рабочую группу. Как выяснилось, такая уже существует, но в ней «не те люди». Дальше разговор (например о том, чтобы заменить людей на «тех») не пошел. В связи с этим вполне естественной показалась мысль третьего делового человека: главная задача бизнесмена — производить добавочную стоимость, а «писать стратегии это уже не бизнес, а политика»…

Число малых предприятий на 1 тыс. жителейДиалог не клеился. Патовую ситуацию парадоксальным образом «спас» глава Тюменского делового клуба, представитель областной торговопромышленной палаты Эдуард Абдуллин: «Господа, будьте реалистами! Вы хотите, чтобы власть спрашивала мнение у бизнеса? Не то время сейчас. Может, лет через пятьшесть, когда звезды подругому встанут, так и будет. Пока же я предлагаю всетаки идти во власть: гдето на поклон, гдето стучаться в двери. Но добиваться того, чтобы мы были услышаны, и не занимать пассивную позицию».

После этих слов был объявлен перерыв. Перед фуршетом. В курилке к прессе сначала подошли организаторы и сообщили, что запись в рабочие группы началась: многие предприниматели просто отмолчались, но на самом деле готовы работать над стратегией, «точно готовы!». Затем один из областных чиновников, загадочно улыбаясь, сообщил, что некоторые из «крикунов» сколотили свои капиталы всего лишь на связях с администрацией бывшего губернатора Рокецкого… Перед уходом самый активный «крикун» бросил: «Конечно, Сысоеву спасибо уже за то, что пришел и выслушал — это прецедент для областных властей. Если у них действительно появился какойто обдуманный интерес к нам, то они, как минимум, должны уметь нас слушать, даже если это не всегда приятно».

…Говорят, когда Сталина спросили, почему в СССР плохая литература, он ответил: «У меня нет для вас других писателей». У регионального бизнеса нет других чиновников. У чиновников нет другого бизнеса. Но позиции, как видим, притираются с трудом. По крайней мере, на публичных мероприятиях, не в тиши чиновных кабинетов. Осознать себя как влиятельную силу, как власть, нынешний бизнес не способен. Те, что помельче, готовы кланяться чиновникам. Те, что покрупнее — скупать их. Возможно, чтото новое скажут сидящие пока в университетских аудиториях. Они тоже хотят производить добавочную стоимость. Но деловую среду им, похоже, придется создавать себе самим.


Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Кооператив «Большой Урал»

Нехорошая ситуация

с БОРу по сосенке

Окна роста

Пермский рай