Актуальные книги

Психология

Клинический анекдот

Антрополог на МарсеСакс Оливер. Антрополог на Марсе. М.: АСТ, АСТ Москва, Мидгард, 2009. С. 400.

В России профессор Колумбийского университета Оливер Сакс стал известен благодаря книге «Человек, который принял жену за шляпу». Это название полностью отражает творческий метод известного британо-американского нейропсихолога: в своих многочисленных работах он рассказывает о людях с необычными, странными и иногда загадочными заболеваниями. Многие из его историй стали источником вдохновения для голливудских экранизаций: психические отклонения - излюбленный конек киношников.

Между тем любой из описанных Саксом случаев - скорее новая возможность глубже понять принципы функционирования человеческого мозга; когда ученые видят, что какая-то его часть повреждена или не работает, им становится проще выяснить, что и как между собой в человеческой голове связано. Многие пациенты Сакса и его коллег помогли подтвердить или опровергнуть множество гипотез о принципах визуального восприятия, природе аутизма или источниках неврологических болезней. Подход Сакса можно назвать «клиническим анекдотом»: еще в XIX веке врачи начали описывать
интересные истории болезни в дневниках и медицинских журналах.

«Антрополог на Марсе» - вторая переведенная на русский язык книга Сакса, объединяющая семь случаев, с которыми психолог столкнулся в конце 80-х - начале 90-х годов. Во многом она продолжает темы исследований, поднятые в предыдущей книге, но содержит более длинные и глубокие эссе: Сакс подробнее останавливается на теоретической части и рассказывает не только о самих пациентах, но и о других случаях с похожими симптомами. Часто он общается с пациентами вне больниц, ведь многие из них - вполне здоровые люди, ведущие почти обычную, но в чем-то удивительную жизнь.

К примеру, канадский хирург Карл Беннетт (псевдоним) страдает синдромом Туретта: вразнобой произносит странные слова и совершает странные движения руками во время обеда, беседы или поездки на машине. При этом его профессиональные качества нисколько не страдают: на время операции болезнь оставляет его, и все движения приобретают точность и аккуратность. Художник, представленный под именем мистера И., неожиданно потерял способность различать цвета - весь мир окрасился для него в серые оттенки. Уникальное состояние позволило ему создавать картины, не похожие ни на какие другие. Темпл Грандин не интересуют люди, она абсолютно не разбирается в эмоциях и человеческих отношениях. Ей, профессору университета Колорадо, еще в детстве поставили диагноз «аутизм». Однако она сумела завоевать мировую известность как проектировщик загонов для животных. Для Сакса этот случай становится поводом для обсуждения аутизма - да является ли это состояние болезнью, которую нужно лечить?

Вывод автора книги: «Нарушения и болезни... могут играть парадоксальную роль, - пишет Сакс. - Часто они приносят скрытые возможности, стимулы, формы жизни, которые не могли бы возникнуть без них».

Аркадий Коновалов

Автобиография

Честный Джим

 

Избегайте занудстваУотсон Джеймс. Избегайте занудства. Уроки жизни, прожитой в науке. М.: Астрель, Corpus, 2010. С. 304.

В 1953 году американский биолог Джеймс Уотсон и его британский коллега Фрэнсис Крик опубликовали в журнале Nature статью, описывающую структуру молекулы ДНК - знаменитую двойную спираль. В 1962 году за это открытие они получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине, разделив ее с биофизиком Морисом Уилкинсом. На момент получения Нобелевской премии Уотсону было 34 года, на момент открытия структуры ДНК - 25 лет.

В 2007 году он опубликовал первую полноценную автобиографию - «Избегайте занудства» (в оригинале более резко - «Избегайте занудных людей»). Книга подробно описывает наиболее активные годы- первые сорок лет жизни ученого: чем интересовался в детстве (птицами), как выбрал научное направление (попались хорошие учителя) и даже кого и когда водил в ресторан (памяти можно только позавидовать).

Каждая глава оканчивается как раз теми самыми «уроками жизни», что обещает подзаголовок. Это весьма внятные, четкие и конкретные советы, полезные, впрочем, в основном тем, кто занимается наукой: среди прочего автор рекомендует сидеть на семинарах в первому ряду, искать руководителя помоложе и не заниматься устаревшей ерундой. Уроки более позднего периода жизни скорее управленческие: для максимально успешного развития творческого коллектива Уотсон советует мягкий авторитаризм, своевременное продвижение талантов по службе и исключение конкуренции внутри одного коллектива.

Заметим, что большая часть книги весьма занудна. В отличие, скажем, от блестящих мемуаров физика Ричарда Фейнмана, Уотсон перечисляет события чересчур дотошно и без особой изюминки. Зачастую читателю приходится продираться через специфические научные подробности, сухие описания свиданий с аспирантками и другие давно забытые события-поездки-интриги. В качестве источника информации по истории науки такой дневник может быть любопытен, но как развлекательное чтиво его советовать не стоит - здесь нет поворотов, сюрпризов или просто живых историй.

Автор почти не затронул поздние годы жизни - между тем он, к примеру, был первым научным руководителем известного проекта «Геном человека», но оказался отстранен из-за конфликтов с администрацией проекта. Кроме того, о собственно открытии структуры ДНК Уотсон говорит совсем немного: еще в 1968 году он выпустил отдельную книгу на эту тему под названием «Двойная спираль», вышедшую и в СССР. За эту острую и личностную публикацию его серьезно критиковали: взгляд Уотсона на историю знаменитого открытия во многом не совпадал с мнением многих участников тех событий.

С «Занудством» получилась почти такая же история: в 2007 году автору пришлось прервать тур в поддержку книги в Великобритании из-за того, что некоторые его высказывания в ходе промокампании были ошибочно расценены как расистские. Впрочем, тем Уотсон и интересен - неизменными принципами и жесткой позицией, без которой его научный успех был бы невозможен.

Аркадий Коновалов


Материалы по теме

Ближе друг к другу

Негатив уничтожить

Моби-next

Цельная наука

Почувствовать другого

Ничто современное Перми не чуждо