Почувствовать другого

Кто хочет помочь детям собственной кровью, может подойти в ОДКБ № 1 (Екатеринбург) 
Кто хочет помочь детям собственной кровью, может подойти в ОДКБ № 1 (Екатеринбург)
Мир делится на две неравные части: «я» (часть большая, по ощущению многих) — и другое. Отношения между ними и выстраивает человек на протяжении всего существования. Художники делают это сознательно. В течение октября в Екатеринбурге открылось несколько непохожих выставок, которые объединило ярко выраженное стремление «я» почувствовать «другое» и «другого».

«Две судьбы. Рубенс и Рембрандт». Здесь эти взаимоотношения очевидны. Но не между двумя обозначенными мастерами, а между ними и их современниками, последователями и потомками. Экспозиция, составленная из работ, хранящихся в фондах двух музеев изобразительного искусства, Екатеринбургского и Кировского, показывает, как другие художники проникали в секреты мастерства великих, делая гравюры и офорты по их произведениям. Среди самых известных имен — Ван Дейк, Лукас Востерман старший и даже Иван Шишкин: русский пейзажист выступил в роли тонкого интерпретатора наследия Рубенса.

«Страна Тэмуджина». Художника Анатолия Калашникова больше 20 лет привлекает степной мир Древней Монголии. Он не бывал в этой стране, а изучал ее прошлое по документам и через собственное образное восприятие. Этнографы отметили точное чувствование «другого» без личного знакомства с ним. Сначала был создан цикл «Семь жен Бату-хана», но потом появилось желание показать и противоположную сторону — мир воинов и полководцев. В результате более 80 живописных полотен мощнейшей энергетики, буйства красок и насыщенности смыслами. Возник мир первоначальной простоты и гармонии, не усложненный цивилизацией, мир, из которого мы вышли и куда со временем вернемся. В литературном послании к выставке Заши-хан (стилизация имени главного редактора издательства «Сократ» Евгения Зашихина, известного друга литераторов и художников) подчеркивает негеографическое отношение к изображенной стране. Внутренняя Монголия — та часть человеческого сознания, что сосредоточена у сердцевины и не реагирует на суетность окружающего.

«Вернем улыбку детям». Передвижной выставочный проект (открылся в салоне Пара Рам, в ноябре переедет в УрГУ, в декабре — в УГТУ-УПИ) представляет черно-белые фотографии Ирины Пашниной. Сюжеты снимков — фрагменты ежедневной жизни Центра детской онкологии и гематологии, где больные дети проводят по многу месяцев. Присутствие посторонних в отделении недопустимо, это закрытый мир, фотографии сделаны рукой врача. Они лаконичны, но производят сильнейшее впечатление. Цель благотворительного проекта, организованного фондом «Синара», привлечь внимание к малышам, которые не улыбаются. Но они хотят радоваться жизни, как и все другие дети. Чтобы жить, им нужна донорская кровь. На фоне множества благостных экспозиций эта тяжелая, художественно точная выставка требует от зрителя не просто сочувствия другому, но и действия.

Материалы по теме

Моби-next

Цельная наука

Ничто современное Перми не чуждо

Будущее одной иллюзии

В рот мне ноги

Есть о чем танцевать