Ничто современное Перми не чуждо

Ничто современное Перми не чуждо

«Арт-Пермь», крупнейший художественный проект Урало-Западносибирского региона, представлен в новом формате: актуальном, молодежном, образовательном.

Гости съезжались на выставку. Везли не только картины: традиционной живописи на Урале и своей хватает. Из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга в Пермский край ехали в основном инсталляции, произведения актуального искусства. Модный столичный художник Дмитрий Цветков разместил на почетной центральной площадке павильона «Арт-Пермь» огромную шапку, уже удивлявшую посетителей Эрмитажа, — «Ушанка российской империи». Музей актуального искусства Art4.ru тоже привез вещь знаковую, прославившуюся благодаря антирекламе министра культуры страны — «Целующиеся милиционеры». Два экспозиционных павильона в десятый раз (выставка юбилейная) оказались заполнены до предела как произведениями искусства, так и зрителями: «Арт-Пермь» — самая массовая художественная экспозиция в регионе.

Идеи...

Когда Дмитрия Цветкова спросили, с какой целью он приехал в провинцию, «актуальщик» ответил присказкой: «Если у меня есть яблоко, и у тебя есть яблоко, и мы ими меняемся, у каждого остается по одному яблоку. А если у меня есть идея, и у тебя есть идея, и мы ими меняемся, у каждого становится по две идеи». Художникам нужно общение, и не только через интернет, а вживую. Десять дней они обменивались яблоками и идеями: «Арт-Пермь» — территория общения.

Идея самой художественной выставки-ярмарки исторически претерпевала изменения. Импульсом создания арт-салона явилась потребность заполнить пустующее пространство и время. В январе, который уже стал для россиян привычным периодом массовой релаксации, крупные мероприятия в павильонах выставочного центра «Пермская ярмарка» не проводились, коллектив вынужденно простаивал. Поэтому предложение деятелей искусства устроить на площадях экспоцентра в январе художественную акцию бизнесменов заинтересовало.

В любом крупном состоявшемся явлении присутствует некая загадка: а почему все сложилось именно здесь? Почему в других вполне культурных областных центрах Урала, в Екатеринбурге или Челябинске например, нет ничего подобного и даже близкого по масштабу и размаху? Возможно, присутствовал элемент удачи, когда красиво срослось множество факторов. Возможно, проявился торгово-купеческий менталитет края: на пермской земле ярмарки имеют исторические корни. И наверняка сказалось то, что «Арт-Пермь» творчески объединила три составляющие: бизнес, искусство и власть. Искусство предложило, бизнес осуществил, власть поддержала. До сих пор никаких трений между ними не возникало, в том числе в отношении идеологии выставки. А она менялась.

В начале господствовала концепция «никакой концепции»: представить все, что наработано мастерами, без особого отбора. Некий художественный микст — смешение стилей, тем, языков, времени: всем — все. Было шумно, весело, выставка больше тяготела к рынку, тем более что один из павильонов отдавался декоративно-прикладному творчеству, а сувениры всегда пользуются спросом. Постепенно профессиональная планка начала подниматься, уровень работ стал более ровным. По оценке министра культуры и молодежной политики Пермского края Олега Ощепкова, дистанция между условно первыми и условно последними произведениями сократилась. Генеральный директор «Пермской ярмарки» Сергей Климов поделился: в этом году в потенциале осталась как минимум еще одна экспозиция.

В итоге всех этих подвижек «Арт-Пермь-2008» предстала в новом формате. Во-первых, произошло разделение. Из одного салона родилось два — естественный путь развития успешного проекта. В марте будет проводиться межрегиональная выставка-ярмарка народных промыслов. Во-вторых, основной ее идеей стала современность.

Традиционное искусство, конечно, сохранилось, но ставка теперь сделана на передовые направления разных жанров, адресованные и понятные прежде всего молодым. «Арт-Пермь» становится серьезной арт-площадкой, где формируются эстетические взгляды местных художников, а также пристрастия публики, которая знакомится здесь с самыми современными художественными тенденциями.

... И яблоки

Марина Васева собрала два чемодана.
В один она сложила поцелуи (поцелуй для мужа, поцелуй, от которого кружится голова, поцелуй тоскливый, с перцем и даже с привкусом горячей белой шелковицы), в другой — прикосновения. Марина — член пермской арт-группы «Куб», которую вдохновляет геометрическое представление о мире. Жизнь — это шкаф. Открываешь его, выдвигаешь понравившиеся ящички, что-то в них складываешь. Человек — тоже шкаф, столько в каждом набито-накоплено. Время от времени следует делать инвентаризацию и уборку, выбрасывать лишнее, добавлять недостающее… Образ бесконечен — это доказывает экспозиционный угол «Куба»: чего там только нет.

В том числе и коммерческая составляющая концептуального проекта: мелкие керамические живности, все, конечно, с ящичками, замочками и бесконечной авторской фантазией.

Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства представил проект «Product Placement». Объектом внимания стало распространенное в культуре явление — вплетение рекламы в сюжетную линию фильма или шоу, книги или компьютерной игры. Но почему-то в нем до сих пор не задействовано современное искусство. Художники, чьи работы представлены в проекте, с разных сторон рассматривают технологию product placement: реклама плюс (или минус) искусство.

В сравнении с прошлыми арт-салонами столь милых сердцу покупателей пейзажей и натюрмортов представлено меньше, а вот концептуальных объектов, которые продать очень сложно, но они-то и представляют тенденции современного искусства, намного больше. Творчество в чистом виде торжествует. Заметна возрастающая роль фотографии. Большой проект представила Gallery.Photographer.ru (Москва), специализирующаяся исключительно на современной авторской фотографии. Но и в фотоискусстве заметен концептуальный крен. Например, Сергей Копышко (именно работы этого мастера сопровождают наш рассказ о выставке) много лет создает цикл «Эволюция», показывая, во что с течением времени превращаются люди и памятники, а точнее, во что они не должны превращаться.

Впрочем, традиционным жанрам места также хватило. Портреты популярны всегда, а в последнее время, по наблюдению художника Виктории Нестеровой, спрос на них растет. Естественная потребность видеть себя, любимого, не только в зеркале, но и на полотне должна быть удовлетворена. Красивой женщине не жалко изобразить красивыми других людей — всем приятно и хорошо оплачивается. Третий раз Виктория участвует в «Арт-Перми»: за десять дней набирает заказов на весь год.

Выставка проявляет гостеприимство, щедро выделяя пространство для иногородних, так что некоторые «свои» художники даже обижаются (хотя вряд ли стоит: представлены произведения более двухсот пермяков). Сергей Климов пояснил, что принципиальная позиция организаторов — открытость. Выставка не должна превратиться в местный междусобойчик. Чтобы претендовать на статус значимой в художественном мире арт-площадки, она должна быть открыта другим городам, другим странам. И другим, помимо изобразительного, видам искусства. «Арт-Пермь-2008» — это не только стенды с картинами, но и перманентно продолжающиеся акции, перформансы, о

бразовательные проекты. В программе этноперформанс «Тень предков», живые скульптуры, модные фестивали «Ru.Башка» и «Красное платье», элитарный театр, видеоарт, программа документального кино, круглые столы и мастер-классы.

Дополнительные материалы: 

Формат выставки-ярмарки доступный и привлекательный

Михаил ДавыдовПроект продолжался бы, даже не принося коммерческой выгоды. А он «в плюсе», говорит Михаил Давыдов, первый заместитель генерального директора «Пермской ярмарки»

— 22,5 тысячи посетителей по билетам за 10 дней — очень сильные результаты для культурных акций. Если в Перми столь велика тяга к искусству, почему же в музеях нет столпотворения? Те же картины, те же художники…

— Наверное, разница в формате. Выставка-ярмарка кажется более доступной, не возникает психологического барьера, как перед серьезным походом в музей. Арт-салон — это «картина, корзина, картонка и маленькая собачонка». Здесь можно приобрести достойное произведение искусства, а можно ограничиться сувениром. Интерес посетителей к салону возник сразу, еще десять лет назад.

В январе много свободного времени, занять его особо нечем, а тут можно провести время культурно и уйти не с пустыми руками. Кроме того, художники представляют все самое свежее, недавно созданное, нет дистанции времени, это тоже приближает картину к зрителю.

— В нынешнем году ставка сделана на актуальное искусство. Не рискованно ли: в России оно до сих пор не прижилось в массах?

— Что для нас, организаторов, не менялось с годами, так это желание не повторяться. Чтобы поддерживать внимание посетителей, каждая новая выставка должна отличаться от предыдущей. В последние годы приезжавшие на «Арт-Пермь» столичные художники привозили современные идеи, и наши местные тоже стали ими пропитываться. Пока актуальное искусство в Перми мало пропагандируется, но это черта времени, оно существует, и поэтому у нас представлено. И оно понятно молодым людям. Это же основные разносчики информации, самая впитывающая аудитория. Мы показываем то, что для края еще внове, не избито, вызывает интерес. Как говорит моя взрослая дочь, «люди от этого тащатся». Арт-салон 2008 года разнообразен, здесь есть все, разные направления, но прежде всего он обращен к молодежи. Поэтому мы и говорим о его образовательном значении.

— Выставка-ярмарка имеет несколько сторон: коммерческую, художественную, имиджевую. Какую из них вы считаете основной?

— На первом месте все-таки художественная часть. Несколько лет назад совместно с деятелями искусства мы создали некоммерческое партнерство. Цензуры как таковой на выставке нет, но концепция есть. Ничто из представленного не должно вызывать негативных эмоций, иметь достойный уровень. Поэтому «Арт-Пермь» и смогла стать составляющей имиджа края.

— И все-таки немного странно: самую крупную художественную акцию в регионе инициировал бизнес.

— Вы же понимаете: человеку должно нравиться то, чем он занимается. Даже если бы проект работал «по нулям», мы бы его продолжали. А он «в плюсе». Источников дохода несколько. Основной — продажа билетов. В этом году вход на выставку стоил 120 рублей, для детей и пенсионеров действовали скидки. Многие группы посещали экспозицию без билетов. Второй источник, значительно меньший, — арендная плата. Расценки в три раза ниже, чем на коммерческих выставках. Третий, действует четыре года — финансовая поддержка краевой администрации: в этом проявилось отношение власти к мероприятию.

Интервью взяла Марина Романова

Инструмент имиджестроения

Амбициозные культурные проекты влияют на миграционные процессы в регионе и повышают его инвестиционнуюОлег Ощепков привлекательность, убежден министр культуры и молодежной политики Олег Ощепков

— Как выставка способна влиять на имидж региона?

— Имидж ради красного словца никому не нужен. Он должен работать на жителей края. Мы понимаем, что как только человек решает ключевые жизненные проблемы (крыши над головой, постоянного заработка), он хочет зрелищ, творческой реализации. И если их не получает, то называет место дырой и уезжает. По статистике, 60% покинувших край — активные молодые люди. Мы не хотим их терять. Такой проект, как «Арт-Пермь», опосредованно влияет на миграцию. Чем больше будет ярких, знаковых, информационно богатых полей, тем интереснее будет жить. Зачем тогда уезжать хотя бы в Екатеринбург, где пробок на дорогах еще больше и жилье дороже?

— Есть и внешняя составляющая имиджа края — привлечение новых людей и дополнительных инвестиций. Какова здесь роль культуры?

— Огромная. В число известных культурных брендов, таких как пермский балет, пермская деревянная скульптура, постепенно входит «Арт-Пермь». Но мы смотрим дальше. У нас есть художественная галерея, обладающая самым богатым среди провинциальных музеев фондом. Однако экспонируется из-за недостатка площадей лишь 1% сокровищ. Кроме того, расположена она в здании бывшего собора, который нужно вернуть церкви. Вопрос: хотим ли мы, чтобы галерея просто механически переехала в другое здание? Ведь собор — это символ города. Новый музей тоже должен стать символом.

Так возникла идея строительства нового здания галереи. Это будет мощный архитектурный проект (подробнее см. «Музей третьего тысячелетия» , «Э-У» № 20 от 28.05.07. — Ред.). Здание должно стать самодостаточным, олицетворять Пермь современную. Мы ориентируемся на опыт музея Гуггенхайма, благодаря которому жители провинциального испанского города Бильбао оказались в центре культурных событий мирового значения. К участию в нашем конкурсе уже привлечены концептуалисты мирового уровня, проводит его Московский центр архитектуры. К концу года планируем заключить контракт на подготовку проектно-сметной документации.

Надо постараться, чтобы все сложилось. Деньги большие, смета «растущая», но не сумасшедшая: от 50 до 80 млн долларов, сегодня реализуются проекты и более высокой стоимости. Главное — политическая воля. Последствия же будут значимы. Среди бизнесменов немало амбициозных людей. Создав прецедент архитектуры такого уровня, мы поднимем планку, и наверняка найдутся последователи, которые тоже захотят пригласить звезд на проектирование, например, бизнес-центра. В целом возрастут уважение и доверие к краю, в том числе со стороны инвесторов.

Интервью взяла Марина Романова

Светлый праздник

Появление Симфонического хора превращает Свердловскую филармонию в своеобразный музыкальный холдинг 

Необходимость иметь собственный профессиональный хор в Екатеринбурге назрела давно, хоровые капеллы есть во многих уважающих себя российских городах, не говоря уже о столицах. В Свердловске последние выступления академического хора датируются концом 50-х. Спустя полвека традиция возобновляется. В результате серьезного конкурсного отбора в Симфонический хор — так называется новый коллектив — набрали 59 профессиональных музыкантов. Художественным руководителем приглашена стать Вера Давыдова, в прошлом главный хормейстер Оперного театра, текущей работой будут заниматься Роман Аранбицкий (главный хормейстер) и Павел Цыганов.

Симфохор изначально задуман как некое художественное «дополнение» к Уральскому филармоническому оркестру (кстати, в России только два «прототипа» подобных соединений — симфоническая капелла Валерия Полянского в Москве и Петербургская капелла Владислава Чернушенко). У такого музыкального союза — необозримые перспективы. Теперь можно ожидать знакомства с музыкой, никогда не звучавшей в Екатеринбурге: во-первых, произведений ораториально-симфонического жанра, во-вторых, концертного исполнения опер (чрезвычайно распространенная мировая практика).

Концерт-презентацию нового коллектива филармонии назвали «Светлый праздник», ясно выразив свое отношение к происходящему. УАФО под управлением Дмитрия Лисса сыграл одноименную увертюру Римского-Корсакова. А затем уже вместе с хором прозвучали два популярнейших сочинения из золотого фонда русской классики: «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина и кантата Прокофьева «Александр Невский» (солистка Надежда Рыженкова). Ошарашенная совместной мощью, темпераментом и звуковым напором публика все-таки смогла оценить звучание хора, укомплектованного редкими по качеству голосами. Впрочем, работа по превращению оркестра и певцов в единый музыкальный организм, безусловно, впереди. Так что, кому — светлый праздник, а кому — трудовые будни.

Лариса Барыкина

Материалы по теме

Моби-next

Цельная наука

Почувствовать другого

Будущее одной иллюзии

В рот мне ноги

Есть о чем танцевать