Стриптиз, исповедь и прикол

Стриптиз, исповедь и прикол

Событие. На прошлой неделе в Екатеринбурге открылась выставка «Автопортрет под псевдонимом». 37 уральских художников, как известных, так и менее популярных, представили закодированные автопортреты, подписанные вымышленными именами. Зрителю предстоит разобраться, кто есть кто. Хотя можно и просто полюбоваться разностилевыми художественными полотнaами.

История. Автопортрет как жанр оформился в эпоху Возрождения, когда стал позволителен интерес не только к богам, но и к божьим детям, а авторитет художников вырос настолько, что они сами сделались объектом изображения. Это тот же портрет, но лишенный посредника: герой и художник в одном лице. Многих тянуло запечатлеть самого себя. Ктото рисовал себя с помощью реального зеркала, кто-то — только внутреннего. Известны «скрытые» автопортреты: Рафаэль спрятал себя в «Афинской школе», Брюллов запечатлелся в мятущейся толпе «Последнего дня Помпеи». Пикассо воплощал себя даже в облике обезьяны. А вот Рембрандт откровенно и скрупулезно фиксировал возрастные изменения собственного лица. Постепенно жанр приобрел характер исповеди. Написать автопортрет — все равно что рассказать всем, что в вас самое главное. Некоторые приравнивают автопортрет к стриптизу: смысл-то один — обнажиться перед посторонними.

Загадка. Организаторы и идеологи нынешней выставки ( Татьяна Секачева — куратор, а также Елена Гладышева и Иоганес Познак) не стремились освободить автопортрет от глубокого смысла — познать себя и показать миру. Но они зарядили художников энергией игры, предложив им соединить трудносоединимое: при расчете на узнаваемость сохранить внутреннюю тайну. Художники воплотили задачу с разной степенью достоверности и фантазии. Ктото ушел максимально далеко от собственного облика, спрятавшись, например, за букетом цветов, повернувшись спиной или воплотившись в теле одного из героев (Владимир Романов, Марина Ражева). Другие построили интригу на узнаваемости художественного стиля, считая, очевидно, что произведения есть самый емкий образ творца (Алена Азерная). Ктото поместил себя в нестандартные обстоятельства, как Геннадий Шаройкин, кто-то остался самим собой, только юным, как Сергей Лаушкин.

А Леонид Баранов изобразил alter ego во вполне реалистической манере, зато в семи экземплярах-копиях-настроениях. Оригинально подошел к решению задачи Петр Малков. Его фанерный образ (выпиленное лицо с прорезями глаз и рта), казалось бы, содержит только типическое и ничего личного, и в то же время он стал одним из самых узнаваемых «автопортретов». Прежде всего, конечно, для представителей околохудожественной тусовки. Идентификация происходит и с другими картинами и авторами, но отнюдь не лобовая и не сразу. Загадки раскроются постепенно (художники «по расписанию» дежурят возле своих полотен). Настоящие имена авторов сменят все псевдонимы в день закрытия экспозиции.

Контекст. Необычная выставка разместилась в необычном помещении: зале имени Иоанна Павла II Римско-католического прихода Святой Анны. Как сказал настоятель прихода отец Георгий (Георгий Пачуский), идея выставки во многом философская, и она созвучна общечеловеческим чаяниям понять себя — «как я себя вижу, как меня видят другие». Экспозицией «Автопортрет под псевдонимом» отреставрированный зал открывает себя для дружбы с людьми искусства и их поклонниками, начиная создавать и собственный автопортрет.

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия