Встретились однажды Кандинский с Малевичем

Выставка русского авангарда наконец получила постоянную прописку в екатеринбургском музее 

Выставка русского авангарда наконец получила постоянную прописку в екатеринбургском музее/

Было это в начале ноября в Екатеринбурге. Здесь отмечали столетие кубизма. Казалось бы, какое отношение Урал имеет к течению, родившемуся во Франции? Оказывается, более чем прямое: кубизмом «болели» представители русского авангарда начала XX века, а одна из самых значимых коллекций русского авангарда, который сегодня признается важным явлением мировой культуры, находится именно в Екатеринбурге. Много лет об этом знали только специалисты: коллекция лежала в запасниках либо путешествовала по свету. Теперь, к юбилейной дате, в Музее изобразительных искусств открылась наконец постоянная экспозиция русского авангарда. На одном пространстве встретились Василий Кандинский и Казимир Малевич, Ольга Розанова и Петр Кончаловский. А также икона модернизма, с которой кубизм и берет свое начало, — «Авиньонские девушки» Пабло Пикассо. Правда, производства местных художников. Вот такая связующая цепочка.

Свержение авторитетов всегда было в духе авангарда. В том числе — свержение авторитетов самого авангарда. Современные уральские художники-акционисты устроили несколько перформансов: игры в «кубики». «Живописное изображение не актуально! — заявили Александр Сивков и Сергей Чезганов. — Проблема изображения закрыта на мировом уровне. Предлагаем закрыть ее и на региональном». Кубическое полотно было разложено прямо на полу; по нему можно было ходить, топтаться, делать с ним что угодно. Группа художников, в противовес кубизму, изобрела шаризм: они творчески поработали со словарем Даля и обнаружили, что «шар» в древнерусском языке означал краску, а «шарить», соответственно, «красить».

А вот Сергей Лаушкин создал непосредственно куб (объемный, черного цвета, с открытой верхней гранью). Девиз — «Пикассо не мог творить без Брака». Брак, пояснил Сергей, французский художник, который работал вместе с Пикассо и был истинным, но менее известным основоположником кубизма. Но если вы подумали первое, вы не ошиблись. Куб превращен в «культурну» — урну для брака. Игра не только кубами, но и словами — современный признак авангарда, поставангарда и прочего. На наш вопрос «а лично вы какое отношение имеете к кубизму (кроме того, что придумали эту выставку-перформанс)», Сергей ответил: «Я живу сам по себе, к течениям не принадлежу. Понимаю так: если нет иронии в искусстве, оно бессмысленно. Оно и так бессмысленно, как вообще все, но ирония придает верный тон и вкус. Только придумывать иронию не надо, она приходит сама». Ирония — муза современности