Осторожно, Север
При безответственном освоении богатств Арктики можно обрести не стратегические преимущества, а стратегические проблемы, считает губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин24 — 25 сентября в Салехарде состоялся третий международный арктический форум «Арктика — территория диалога» (первый прошел в Москве в 2010 году, второй — в Архангельске год спустя). На Ямал прилетели президент РФ Владимир Путин, президент Финляндии Саули Ниинисте, президент Исландии Олафур Рагнар Гриммсон, действующий председатель Группы старших должностных лиц в Арктическом совете (в совет входят восемь приарктических стран — Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) Патрик Борби. Главной темой форума стала экологическая безопасность. Эксперты обсудили вопросы изменения климата, охраны окружающей среды при освоении и использовании ресурсов Арктики, поддержки коренного населения северных территорий.
По словам Владимира Путина, эффективность решения задач, связанных с экологическим здоровьем Арктики, напрямую зависит от слаженных действий мирового сообщества: «Россия, крупнейшая арктическая держава, готова к самому тесному партнерству в рамках Арктического совета, Глобального экологического фонда и Программы ООН по окружающей среде, в первую очередь в разработке современных технологий и формировании единых экологических стандартов». Глава государства также заявил о продолжении масштабного проекта по так называемой генеральной уборке Арктики:
— Уже полностью очищена Земля Александры, в этом году начались работы на острове Грэм-Белл, на очереди острова Гоффмана, Хейса, Рудольфа и Гукера. На эти цели из федерального бюджета в 2011 — 2013 годах было выделено 1,4 млрд рублей. Программы стартовали и в российских регионах, расположенных в высоких широтах. Так, на Ямале по инициативе местных властей приводят в порядок остров Белый, что позволит вернуть в природу свыше 500 гектаров уникальных земель.
Об итогах форума и обеспечении баланса между интенсивной разработкой новых месторождений газа и нефти и сохранением окружающей среды «Э-У» попросил рассказать губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина.
— Дмитрий Николаевич, как совместить глобальные планы освоения природных ресурсов Арктики, масштабные инфраструктурные проекты с интересами коренного населения?
— Вся деятельность в регионе базируется на трех фундаментальных принципах. Первый — сохранение культуры, обычаев и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Кстати, численность коренных северян за последние десять лет выросла на 11% и составляет сегодня 42 тыс. человек. 40% из них, как и сто лет назад, ведут кочевой образ жизни. Действует окружная целевая программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера в ЯНАО на 2012 — 2015 годы». На ее финансирование будет направлено более 600 млн рублей.
Второй принцип — обеспечение экологической безопасности территории. В Стратегии развития Арктической зоны РФ значительная роль отведена вопросам экологии. На Ямале это сохранение биологического разнообразия, расширение особо охраняемых природных территорий (ООПТ), мониторинг состояния экосистем, ликвидация накопленного экологического ущерба, утилизация попутного нефтяного газа (ПНГ). Каждый десятый квадратный метр территории Ямала — заповедный. Представьте себе, из 770 тыс. кв. км общей площади округа — около 79 тыс. км ООПТ. На Ямале создан научный центр изучения Арктики. Второй год подряд организуется научно-исследовательская экспедиция «Ямал — Арктика». Таких исследований не проводилось со времен Советского Союза. Получена полная информация о состоянии воды, земли, воздуха, здоровье населения.
Наконец, третий принцип — сохранение баланса интересов топливно-энергетических компаний и КМНС. На территории округа работает около 60 крупных предприятий ТЭК. У нас сложилась отличная практика: мы ежегодно подтверждаем сотрудничество правительства Ямала с компаниями подписанием соглашений. В этих документах фиксируются взаимные обязательства, в том числе по обеспечению экологической безопасности. Принимаются все меры по снижению нагрузки на хрупкую северную природу. Учитывается месторасположение объектов культурно-исторического наследия, вносятся необходимые коррективы еще на стадии проектирования объектов. При участии предприятий ТЭК на территории проживания коренного населения построены фактории, перерабатывающие комплексы, объекты транспортной и социальной инфраструктуры. Ни один индустриальный проект на Ямале не реализуется без учета самых строгих экологических стандартов. Яркий пример: в рамках Северного широтного хода строится автодорога Салехард — Надым протяженностью 330 км, так вот на ней соорудят свыше 80 оленьих переходов, чтобы не нарушать извечные маршруты касланий. То же можно сказать и о работе запущенного осенью прошлого года Бованенковского месторождения. Этот высокотехнологичный промышленный гигант практически останавливает работу, когда начинается период гнездования птиц, нереста рыб или идет каслание оленей. А чтобы животным было комфортно, переходы через железную дорогу и автодорогу выстилают дорнитом, выставляют экологические блокпосты.
На глобальном уровне
— Как контролировать состояние окружающей среды на столь огромной территории?— До недавнего времени на Ямале работали семь мониторинговых полигонов для контроля состояния окружающей среды. В прошлом году их стало десять. Однако при активизации промышленного освоения этого явно недостаточно. Поэтому в ближайшее время сеть расширится до 15. Согласно договоренностям с компаниями-недропользователями, предприятия округа предоставляют правительству ЯНАО данные локального экомониторинга в границах своих лицензионных участков, вся полученная информация аккумулируется в единой базе. Наблюдениями охвачены территории Ямальского, Шурышкарского, Приуральского, Пуровского, Надымского, Тазовского районов. Только за период 2010 — 2012 годов отобрано и проанализировано более 6 тыс. проб воды, почв, донных отложений, растительности и снега.
— Самостоятельно регион справится с решением экологических вопросов?
— Обеспечение экологической безопасности — комплексная задача федерального и регионального уровня. Своими силами мы можем решить лишь часть вопросов. Остальные требуют более глобального участия — федерации и даже мирового сообщества. Вы знаете, что принята Стратегическая программа действий по охране окружающей среды Арктической зоны. На ее основе разрабатывается госпрограмма социально-экономического развития российской Арктики на период до 2020 года. Основы госполитики в Арктике предусматривают и установление особых режимов природопользования. В частности право добывать нефть в ледовых условиях получают и будут получать лишь компании, обладающие самыми современными технологиями.
— Первый вице-президент Русского географического общества (организатора форума) Артур Чилингаров поблагодарил Ямал за инициативу очистки острова Белый от промышленного мусора и ликвидацию ущерба, нанесенного военными. Он же заявил, что в условиях жесткого бюджета финансирование основной части экопроектов ляжет на плечи регионов.
— Неважно, кто и когда создал этот экологический ущерб. Важно, что нам здесь жить. И, безусловно, все вопросы решать надо самим. Да, это сложно, хлопотно, но это наша земля. Белый — это около 2 тыс. кв. километров, где накопилось много мусора: постройки, многие из которых пришли в негодность, останки техники, цистерны из-под топлива. После пожара и взрыва на складе с метеорологическими ракетами на большой территории острова разбросаны части этих ракет. Да и геологоразведчики оставили после себя скважины. В рамках региональных программ разработан план ликвидации ущерба, формируются отряды экологического десанта. Выделяются миллионы рублей на обустройство фактории. Будет фактория, будет жизнь. Тем более что на острове располагаются святилища главных духов — хранителей ямальских ненцев.
— Другая экологическая проблема — сжигание ПНГ. Некоторые нефтедобывающие компании не хотят заниматься утилизацией попутного газа. Как повлиять на предприятия ТЭК?
— Еще одна острая тема, которая требует внимания на федеральном уровне. Нормативным актом правительства РФ уровень утилизации попутного нефтяного газа определен в размере не ниже 95% от добываемого объема. Но этот показатель, к сожалению, выдерживают не все компании. Сегодня просто нет общей системы сбора и утилизации ПНГ. Поэтому мы предлагаем внести изменения в документы и установить запрет на эксплуатацию месторождений, необорудованных приборами учета объемов добычи, использования и сжигания попутного газа. Тема новейших технологий, направленных на сбережение окружающей среды, становится еще актуальнее.
В Арктике как в космосе
— Вы уже не первый раз говорите, что работа в условиях Крайнего Севера требует уникальных технологических решений. Речь ведь не только об экологии, но и о стратегическом лидерстве России в Арктике?— Безусловно. В Арктике, как в свое время в космосе, Россия должна прочно и навсегда закрепить лидерство. Конкуренция за право владения богатствами Арктики в мире возрастает в геометрической прогрессии. Наступает время, когда крайне важна не декларативность, а практичность действий государств в области освоения этих широт. Россия сможет позиционировать себя как государство, которое на практике имеет ресурсы, технологии, кадровый, интеллектуальный потенциал, а главное — основания и возможности активно работать в арктической зоне. А Ямал, как и много лет назад, остается основным форпостом России в освоении Заполярья. Сейчас в соответствии со Стратегией развития Арктической зоны разрабатывается проект создания в Салехарде международного многофункционального комплекса «Энергия Арктики». Он должен стать базовым полигоном для разработки и апробации передовых технологических решений, способных обеспечить России лидерство уже в среднесрочной перспективе. Наука в Арктике должна опережать промышленное освоение. Чем дальше мы будем выходить на шельф, тем тяжелее это будет даваться. Было несколько попыток, даже в советское время, освоить Бованенковское месторождение. Но технологий тогда не было. Сейчас при своих потенциальных 140 млрд кубометров газа в год этот первый пусковой комплекс, по сути, — стартовая площадка выхода газовиков на полуостров Ямал.
— Какие проекты, реализуемые на Ямале, сегодня приоритетны?
— Общеизвестно, что на Ямале добывается свыше 10% нефти и около 90% природного газа общей добычи России. Согласно последним данным, газовые ресурсы автономного округа составляют около 147 трлн кубометров. В регионе, в зависимости от конъюнктуры, ежегодно добывается 550 — 600 млрд кубометров. Причем объем, извлеченный из недр региона за все десятилетия активной разработки, составляет около 16 трлн кубов, около 11% всех ресурсов. Здесь реализуются инвестпроекты мирового значения. Например, освоение полуострова Ямал и прилегающих акваторий. Это проект, который без преувеличения обеспечит будущее отечественной газодобычи. Сейчас основным районом газодобычи на Ямале, да и в России, является Надым-Пур-Тазовское междуречье. Это гигантские месторождения, открытые в 60 — 70-х годах, Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, а с 2001 года Заполярное. Стадия пика добычи на этих месторождениях миновала. Тем не менее сейчас они дают до 350 млрд кубометров газа, то есть больше половины всей отечественной добычи. И смогут давать значительный объем еще около 30 лет. Но ведь мы обязаны думать и о завтрашнем дне. На полуострове и шельфе — триллионы кубометров газа, миллиарды тонн нефти и конденсата. К 2020 году только на полуострове с учетом месторождений шельфа Карского моря добыча составит 360 млрд кубометров газа.
Ведется строительство завода Ямал-СПГ. Это будет современное производство по сжижению природного газа с использованием ресурсов Южно-Тамбейского месторождения. Предполагаемый срок ввода — 2016 — 2018 годы. Проектная мощность завода — 15 млн тонн СПГ ежегодно. Таким образом, он будет давать треть всего объема российского СПГ, который вместе с проектами Сахалина и Штокмана составит около 45 млн тонн. Это позволит охватить значительную долю мирового рынка СПГ. Но дело не только в объемах, хотя они очень важны. Принципиальна логистика проекта. Мы понимаем, что освоение огромного потенциала Арктики невозможно без развития транспортной и производственной инфраструктур. Поэтому для вывоза СПГ с полуострова Ямал будет создан танкерный флот из двадцати судов крупного водоизмещения. А круглогодичность отгрузок и поставок в арктических условиях обеспечат несколько ледоколов. Уникальное месторасположение Ямала дает возможность создать гибкую конкурентоспособную логистическую модель, обеспечивающую круглогодичные поставки СПГ на рынки Европы, Северной Америки и прямые поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион через Северный морской путь. Это наиболее выгодная дорога с европейской части континента в Азию, сокращающая время, а следовательно, стоимость доставки товаров. А с учетом другого транспортного проекта, который мы сейчас реализуем (Северного широтного хода), север страны, связанный транспортными магистралями с Уралом и другими регионами России, может стать центром схемы поставок по всему северному контуру материка танкерным флотом — на Восток и на Запад. По оценке Минтранса России, перевалка грузов по Севморпути к 2020 году может достигнуть 60 млн тонн грузов. Поэтому ямальские проекты Северный широтный ход, морской порт Сабетта и Северный морской путь мы рассматриваем как единый транспортный блок, позволяющий открыть новые направления по перевалке различных грузов не только внутри России, но в торговле с иностранными государствами.
— В сентябре на совещании по вопросам реализации проектов Ямал СПГ глава государства отметил, что в федеральном бюджете зарезервировано почти 47,3 млрд рублей на сооружение порта Сабетта. Хватит ли этих средств для подготовки акватории к строительству?
— За счет этих средств в акватории будущего порта сегодня ведутся работы по углублению дна, создается судоходный канал в Обской губе. Все это позволит частным инвесторам уже с 2014 года приступить к строительству портовых терминалов. На совещании прозвучало, что, по расчетам, первая линия производства сжиженного газа (5,5 млн тонн) должна войти в строй в 2017 году. К этому времени порт Сабетта должен начать перевалку и отгрузку углеводородного сырья.
— Как обеспечить мегапроекты квалифицированными кадрами?
— Вся социальная политика региона направлена на удержание в регионе квалифицированных специалистов, на обеспечение достойных условий проживания. ЯНАО — единственный регион России, где отдельным категориям граждан предоставляется около сотни различных мер соцподдержки. Две трети из них — региональные. Львиная доля окружного бюджета идет на социальное развитие: сегодня в регионе в среднем ежедневно происходит 16 новоселий. За два года 12 тыс. ямальцев переехали в новые квартиры. ЯНАО — в числе лидеров по темпам переселения из непригодного жилфонда. Сегодня на Ямале строится и проектируется 30 новых детсадов, а к 2015 году дефицит мест в детских садах в округе будет ликвидирован.
Вы же понимаете, что экономические возможности — лишь средство реализации социальной политики. Большая часть России — это Север. И Север может и должен быть комфортным. Логика проста: богатства Арктики — будущее планеты, это уже аксиома. Арктику осваивают люди. Не будет комфорта на российских северах, не будет у России Арктики. К слову, на Ямале естественный прирост населения таков, что по количеству новорожденных на тысячу человек мы в первой пятерке регионов России. Недавно в рейтинге социального самочувствия регионов России, подготовленном на основе данных фонда «Общественное мнение», округ занял первое место. Согласно замерам, большинство ямальцев смотрят в будущее с оптимизмом. И я — из этого большинства.