Формирование чувства «мы»
Миграционная политика Ханты-Мансийского автономного округа нуждается в корректировке: акцент будет сделан на интеграции иностранцев в общество.B ХМАО началась комплексная проверка эффективности мер, направленных на адаптацию мигрантов. Одна из причин ревизии - результаты соцопросов на территории Югры: почти треть респондентов считают, что в округе существуют острые противоречия между людьми разных национальностей, 55% убеждены, что мигранты плохо разбираются в нормах поведения. Губернатор Наталья Комарова сочла данные исследования объективными: мнения людей основаны на личном опыте, значит, заслуживают реакции со стороны власти. По мнению главы региона, для мигрантов необходимо сформулировать правила пребывания в округе: «Их формирование, а также неотвратимость исполнения - одна из действенных мер укрепления толерантности и профилактики экстремизма».
По словам Натальи Комаровой, своих порядков у приезжих в округе быть не может: «Жители автономного округа абсолютно справедливо, подписываюсь под каждым из этих слов, требуют от тех, кто прибывает на территорию Югры, безусловного соблюдения законности, правил и региональных устоев, сложившихся на этой древнейшей территории РФ. И тот, кто не приемлет эти правила, должен подумать о другом месте на земле, где бы ему проводить свое время, в том числе и трудовую деятельность».
За последние пять лет в ХМАО, притягивающем трудовые ресурсы высокими зарплатами, прибыло около 175 тыс. мигрантов из других регионов РФ и более 440 тысяч - из стран Средней Азии. С Северного Кавказа за этот же период приехало всего 25 тыс. человек (77% - жители Дагестана), однако именно их население ХМАО считает наиболее конфликтными. Только за первое полугодие 2011 года к административной ответственности за проживание без удостоверения личности, регистрации или за умышленную порчу документов привлечены 600 уроженцев Северного Кавказа. «Представители этих этносов склонны перемещаться по городу большими группами, провоцируют ссоры, демонстративно громко разговаривают, нарушают правила общественного поведения», - это цитата из доклада о ситуации в ХМАО на выездном заседании Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в РФ. Руководитель комиссии, глава МВД РФ Рашид Нургалиев заявил, что профилактика экстремизма не должна быть беззубой, формальной и декларативной: «Мы должны понимать, что отдельные экстремистские организации используют чувство патриотизма и национальной гордости, с помощью которых стремятся внедрить нетерпимость. Необходимо разобраться, чем такие организации могут заинтересовать молодежь». По его же мнению, в борьбе с экстремизмом обязано помочь гражданское общество.
Каким образом регион должен выстраивать межэтнические отношения, рассказывает экс-советник губернатора по делам национальностей и общественных объединений (до 2010 года), кандидат философских наук, доцент кафедры менеджмента Югорского государственного университета Галина Выдрина.
- Галина Антоновна, какова реальная ситуация с отношением населения к мигрантам, прибывающим в ХМАО на заработки?
- Социологические исследования действительно показывают некоторое изменение в отношении населения к мигрантам: отмечено перераспределение оценок, высказанных по поводу наличия противоречий между различными социальными группами и прежде всего - между людьми разных национальностей. В числе основных причин неприязненного отношения к людям иной этнической группы половина опрошенных отмечает «неприятие ценностей, обычаев, правил поведения моего народа». Чуть больше четверти опрошенных видят угрозу криминального характера. Но при этом по результатам различных исследований на протяжении ряда лет отмечается, что ненависти к представителям той или иной национальности в регионе нет. Соглашаюсь с такими выводами, так как действительно население с пониманием относится к ситуации, в которой оказались эти люди на исторической Родине. Имеет место ситуационный всплеск негатива в отношении отдельных «неблагонадежных» граждан, не соблюдающих нормы поведения и морали, принятые в обществе.
Грубая экспансия
- В чем это выражается?
- В северных городах всегда в приоритете были доверие и надежность. Мигранты из регионов, где коррупция и в советские годы была нормой, и сейчас процветает, где благодарность выражается взяткой, привезли культуру, к которой местное население не приспособлено. Это и низкая культура поведения в общественных местах. Обратите внимание на этнический состав учащихся в классах: он резко изменился, дети плохо знают или вообще не знают русский язык, родители не заинтересованы в том, чтобы они его учили.
- О представителях каких национальностей вы говорите?
- Население выражает недовольство в отношении представителей северо-кавказского региона: большинство мигрантов прибыли из Дагестана и Чеченской республики. В последние годы в Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск приехало достаточно много дагестанской молодежи, многие из них учатся в высших учебных заведениях, но по характеру и манере поведения резко отличаются от основного контингента студентов этих вузов. Исторически дагестанские братства, сформированные еще в XIII веке, ориентированы на совершенствование личности, а не общества. Черты кавказцев, которые раздражают русских, - ориентация на престижность, на показное богатство, на личный успех, появились от того, что вся жизнь их проходит на виду, под контролем группы. А группа требует достижений, поскольку от этого зависит процветание целого клана. Многие из них - глубоко верующие люди, с сильными родоплеменными связями. Они имеют хорошие организаторские способности, в многонациональном коллективе держатся независимо, общественно-политической жизни уделяют много внимания. В рамках этнокультурной адаптации потребуется большая работа по подготовке таких индивидов к межкультурному взаимодействию в студенческом коллективе с целью предотвращения конфликтов на межнациональной почве.
Из Средней Азии имеет место неконтролируемая миграция, в которой заинтересованы работодатели. Это пришлое этническое большинство варварски эксплуатирует природные ресурсы, внедряется на территорию родовых угодий. Например, появились такие случаи: в родовое угодье приезжает автобус с таджиками, собирают дикоросы, орехи, несмотря на замечания владельца. При слабом государственном контроле такой подход ведет к переэксплуатации природных ресурсов, к разграблению культурных ценностей, к подрыву всей системы традиционного жизнеобеспечения малочисленных народов.
Просветить общество
- Несколько лет назад таких проблем не было.
- Волна миграции увеличивается в геометрической прогрессии. За последние десять лет существенно изменились и качественные характеристики миграционных потоков на территории округа. Происходит быстрое изменение этнического состава населения, увеличение численности мигрантов с исламской культурной традицией, меняется жизненный уклад населения, отсутствует социализация, проявляется агрессивность в требованиях признания своей культуры. Межэтнические отношения используют в политической борьбе и интересах отдельные лица и организации. Эта так называемая несистемная оппозиция, радикальные организации, которые на трениях зарабатывают себе популярность.
- Раньше действовала система, где участниками управления и решения проблем были представители этнических сообществ и общественных объединений.
- Работали этические нормы сформировавшегося особого этноса «северяне». На основе стратегического планирования устанавливались границы разумных действий, позволяющие руководителям и сотрудникам, занимающимся решением вопросов межнациональных отношений, тщательно оценивать возможности, интегрировать идеи, задумываться о последствиях действий. Эффективно работали механизмы обратной связи и открытого диалога.
- Какие меры принимаются в Югре сейчас?
- Созданы необходимые структуры для реализации госуправления в сфере нацполитики. В 2011 году организована работа консультационных пунктов по адаптации и интеграции трудовых мигрантов, начато выполнение окружной целевой программы профилактики экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укрепления толерантности. Большая ответственность за выполнение программы лежит на сфере образования и молодежной политики. На сегодняшний день это слабое звено, нет подготовленных специалистов, требуется большая работа по повышению квалификации учителей в области формирования этнокультурного диалога. Если мы хотим снизить конфликтогенные риски в молодежной среде, принимая во внимание духовную, правовую и эмоциональную незрелость ее представителей, нужно просвещать родителей и общество. В учреждениях профессионального образования необходимо включить в учебные планы такие дисциплины, как «Этнопсихология», «Этнология», «Религиоведение». Ну и понятно, что совершенствование национальной политики в Югре может быть эффективным только в контексте федеральных инициатив.
Общая гражданская идея
- Какими должны быть эти инициативы? По статистике, в России живет около 10 млн иностранцев - это сравнимо с населением Португалии. В 2025 году таких людей будет уже 20 миллионов - такова потребность российской экономики. А к 2050 году доля мигрантов и их потомков превысит треть населения страны.
- Сегодня «россияне» как политическая нация представляют собой не более чем конституционный постулат, не являясь реальным мотивационно-организующим фактором. Гражданская идентичность опасно ослаблена в условиях современного социально-экономического состояния страны, политического и мировоззренческого хаоса. За последнее десятилетие произошла мобилизация «периферийных» идентичностей, что привело к повышению в стране уровня сепаратизма, экстремистских и ксенофобских настроений. Острейшей проблемой России является отсутствие в обществе согласия по поводу российских базовых ценностей. Другая проблема - становление гражданской нации в РФ.
- Это решаемые проблемы?
- Да, но нужны обязательные условия - «деэтнизация» государственной власти (в том числе на региональном уровне), неуклонное уменьшение влияния этнических факторов на массовое и индивидуальное сознание. Нужно искать объединяющую все российские этносы государственную идею. Поиск осложняется, так как на этнической основе, как в других постсоветских государствах, строить отношения невозможно в силу федерального устройства России: законодательно закреплено равноправие всех российских народов. Для того чтобы российская идентичность стала не мечтой, а реальностью, надо прилагать усилия для перевода национальной идеологии с этнических на гражданские позиции. Российская нация может быть построена на основе двойной идентичности - традиционно-культурной и гражданской.
- Но ведь есть Концепция нацполитики РФ, там должно быть все это прописано.
- К сожалению, те проблемы, которые обозначены в Концепции (утверждена указом президента России № 909 от 15 июня 1996 года), и принятые позже законы «О национально-культурной автономии», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» не стали действенными ориентирами для органов госвласти в решении этнополитических проблем и не приблизили российское общество к мечте - формированию российской гражданской нации. Ни в одном принятом документе не зафиксировано четкое положение о том, что возрождение многочисленных народов России должно быть беспрекословно подчинено принципам и требованиям национального единства перед лицом национальных вызовов.
Иммиграционной политике явно не хватает селективности - деления иммигрантов на категории. Это не должно рассматриваться как нарушение прав человека, так как главным критерием деления иммигрантов должна быть готовность влиться в российское общество, стать «россиянами», знать язык, обычаи и традиции, обладать сходным самосознанием. Национальная модель интеграции иностранцев должна быть направлена на то, чтобы сформировать у них соответствующее мировоззрение, привить демократические ценности и постепенно приобщить их к участию в политической, социальной и культурной жизни российского общества.
Государство должно иметь право контроля за этнокультурным возрождением многочисленных российских народов - возвращением к национальным корням, так как, во-первых, консолидация этноса через самоутверждение и пропаганду исключительности ведет к непредсказуемой стихии национализма. Во-вторых, укрепление этнокультурных идентичностей - это путь к ослаблению культурной российской идентичности. Работа должна быть направлена на формирование чувства «мы».