Заведомо худшие условия
Над сильными промышленными регионами и городами довлеют недостаток капитала, низкая динамика доходов населения и искусственно замороженная занятость.Oчевидно: эффект модернизации проявится прежде всего там, где благоприятны стартовые условия - достаточны уровни развития промышленности, потребительского спроса, обеспечения финансовыми ресурсами, приемлемо качество предпринимательской среды и человеческого капитала. Региональные органы власти, следуя общему тренду, пытаются эти условия создавать (см. «Как сбалансировать экономику», с. 33; «Какие инструменты используют региональные власти для реализации курса на модернизацию экономики», с. 32). Успех в значительной степени зависит от того, с какими потерями или, наоборот, приобретениями, территория прошла нынешний кризис.
Не внушает оптимизма
Детальный анализ нескольких важнейших макроэкономических параметров субъектов федерации, проведенный директором региональных программ Независимого института социальной политики (Москва) Натальей Зубаревич, показывает, что положение регионов крайне неоднозначно. Промышленное производство закономерно быстрее восстанавливается на нефтегазовых территориях. Относительно прочих выиграли слаборазвитые регионы: их утраты компенсировала помощь бюджета. Неплохая динамика Дальнего Востока объясняется тем, что ему просто нечего терять - он еще не оправился от предыдущих экономических катаклизмов.
Прорвались новые индустриальные центры, такие как Калужская, Ленинградская области, преимущественно за счет проектов greenfield. Несколько точек опоры помогли полифункциональным субъектам, к которым на Большом Урале можно отнести Пермский край и Башкирию. В выигрыше оказались южные территории: помогло естественное преимущество в виде хорошей земли, дешевой сельхозпродукции и более модернизированной переработки.
В проигрыше, судя по динамике промпроизводства, остались субъекты федерации, в структуре которых доминируют машиностроение и металлургия. В их число входит Челябинская и Свердловская области. Не внушает оптимизма и динамика инвестиций в промышленно развитые центры: на стадии экономического подъема они резко выделялись среди прочих уровнем притяжения капитала, однако сейчас потеряли это преимущество. «Для уральского региона ситуация не самая тяжелая. Жуткого падения нет, но нет и подъема», - констатирует Наталья Зубаревич.
Стабильности ради
Самая неоднозначная и драматическая ситуация складывается на рынке труда. В тучные годы экономисты в один голос твердили: рост заработных плат, неадекватный низкой производительности труда, служит одним из главных тормозов для перехода промышленности на качественно иной уровень. Предполагалось, что нынешний кризис естественным образом решит эту проблему: собственники и менеджеры, поставленные перед необходимостью снижения затрат, будут вынуждены сократить раздутые штаты и заняться наконец повышением эффективности производства. В интеллектуальных видах бизнеса, в сфере услуг, сосредоточенных, как правило, в крупных областных и республиканских центрах, это и произошло: частные компании вышли из кризиса с совершенно другими издержками.
Промышленность, базирующаяся по большей части во вторых городах, очистительный огонь не прошла. Под политическим давлением владельцы крупных производств были вынуждены вместо увольнений предложить работникам неполную занятость: на пике кризиса подобная мера касалась каждого пятого. Это, по мнению заместителя главного редактора журнала «Эксперт» Александра Ивантера, отличительная черта нынешнего кризиса: «Дефолт конца 90-х годов привел к резкому обесценению фактора труда. Реальная зарплата тогда упала на 40%, реальные доходы - на 25%. А вот в 2009 году доля оплаты труда в ВВП продолжала расти».
Причина в том, что нынешний кризис в значительной мере модерировался государством, а оно поставило во главу угла недопущение социальной напряженности. Да, население испытало существенно меньший шок, но и потенциал посткризисного роста был существенно снижен (см. «Бюджет как книга жизни», с. 34).
И, наконец, последние показатели, на которые стоит обратить внимание, это реальные денежные доходы населения и оборот розничной торговли. Во всех субъектах федерации УрФО (за исключением Курганской области, получившей значительную бюджетную помощь) реальные денежные доходы населения упали в январе - августе 2009 года к 2008 году в среднем на 3%, а где-то и на 11%. В январе - августе 2010-го часть субъектов осталась на том же уровне, а у некоторых падение продолжалось. При этом, например, Южный и Северокавказский федеральные округа продемонстрировали самый большой рост доходов граждан. Аналогичные тенденции и в динамике оборота розничной торговли. «Благодаря мерам государственной поддержки максимальный эффект от роста доходов получен южными регионами», - резюмирует Зубаревич.
Получается, что в городах горнозаводского Урала на стадии выхода из кризиса сложились заведомо худшие условия для модернизации. И теперь предстоит подумать над тем, как снять эти ограничения.
Публикация подготовлена по материалам круглого стола «Постиндустриальное развитие городов и территорий промышленных регионов: эффективные форматы и стратегии».
Дополнительные материалы:
Какие инструменты используют региональные власти для реализации курса на модернизацию экономики
Инна Проскурякова, начальник аналитического управления министерства экономического развития Челябинской области:
- Челябинская область - индустриальный гигант с преобладанием металлургии и машиностроения. Эти особенности мы учитывали, принимая год назад план посткризисных мер.
Большое внимание в нем уделяется диверсификации экономики, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса. В 2010 году на реализацию программ поддержки этого сегмента из областного и федерального бюджетов выделено 427 млн рублей. В нашей области восемь моногородов, в которых очень высока зависимость малого бизнеса от градообразующих предприятий. Как только у этих предприятий возникают проблемы, останавливается деятельность обслуживающих организаций: строительных, транспортных. Поэтому мы развиваем и автономные виды деятельности, такие как туризм, стройиндустрия, АПК.
Следующее направление - энергосбережение и повышение энергоэффективности экономики. Работает областная целевая программа, в соответствии с которой поставлена задача снижения энергоемкости ВРП на 40%. Начато развитие альтернативной энергетики, для этого мы используем возможности водных ресурсов. Кроме того, запланировано 24 проекта в сфере малой энергетики, пять из которых уже реализуются.
В рамках областной стратегии до 2020 года предусмотрено развитие экономики на основе кластерного подхода. На данный момент реализуется пилотный проект создания кластера в сфере энергосбережения на основе кооперации науки, производства и бизнеса.
Большое внимание уделяется внедрению инноваций. В программе поддержки инновационной деятельности определены следующие приоритеты: энерго- и ресурсосберегающее оборудование, нанотехнологии, информационные и телекоммуникационные технологии, оборудование для утилизации и переработки отходов. В рамках проекта «Урал высокотехнологичный» на базе Миасского машзавода и Челябинского завода технологической оснастки аккредитован инновационный технопарк. В ЮУрГУ, которому присвоен статус национального исследовательского университета, создан суперкомпьютерный центр, самый мощный в УрФО. Венчурный фонд нашей области входит в число крупнейших в стране.
Лидия Маслова, первый заместитель директора департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области:
- В структуре валового регионального продукта Курганской области 60% занимает производство услуг. Формально мы уже живем в постиндустриальной экономике. Вопрос в качестве этой структуры. И над этим нам предстоит работать.
У нас нет нефти и газа, но у нас есть земля и люди. На эти два ресурса мы и будем опираться. Мы исходим из понимания, что инновационная система строится, по большому счету, на знаниях и их носителях. И наша задача - эти знания множить. Мы начали с того, что во всех вузах Курганской области создали бизнес-инкубаторы и построили в области три крупных технопарка. Затем провели конкурс проектов, которые представили выпускники и молодые ученые, работающие в рамках этих бизнес-инкубаторов. Заявилось 18 компаний, отобрали 13. Надеемся, они дадут толчок развитию в области инновационной экономики.
Конечно, чтобы эти малые инновационные предприятия работали эффективно, нужна развитая инфраструктура. Мы - область энергозависимая, вынужденная покупать электроэнергию на оптовом рынке. Но мы понимаем, что экономика малых предприятий не выдержит действующих сегодня тарифов на электроэнергию. Собственных финансовых ресурсов недостаточно, а федеральная поддержка избирательна и изменчива. Выход видится в развитии инструментов государственно-частного партнерства. Так, мы несколько лет добивались - и добились включения наших проектов в программы Внешэкономбанка. Один из крупнейших - строительство Курганской ТЭЦ 2. Общий объем инвестиций - 12,5 млрд рублей, из них почти 1 мдрд рублей привлекли из Инвестиционного фонда. Это один из первых четырех проектов в России, профинансированных Инвестфондом. Теперь мы получим свой источник энергии: в конце этого года будет запущена первая очередь, а через год - вторая.
Второе направление - модернизация системы ЖКХ - тоже реализуется в сотрудничестве с Внешэкономбанком. Программа запускается со следующего года в три этапа. Мы надеемся, что за счет повышения качества управления энергоснабжением муниципальных образований мы снизим издержки бизнеса.
Ресурс, о котором я уже говорила, - земля. Сельское хозяйство дает 14% ВРП Зауралья, в нем трудится более 43% занятых. Чтобы повысить его эффективность, нужны новые технологии. Привнести их могут частные инвесторы, и мы этот процесс стимулируем. Так, 60 инвесторов сейчас реализуют проекты в области развития сельскохозяйственного производства. Например, компания из Израиля начала строительство большого комплекса, где будет закладываться инкубационное яйцо. Мы рассчитываем, что продукция пойдет на всю Россию и за ее пределы.
Вадим Шумков, директор департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области:
- Наиболее эффективным путем развития современной экономики и индустрии сегодня является кластерный. В Тюменской области речь должна идти о создании кластера в нефтепереработке: для этого мы сейчас строим Антипинский НПЗ. Да, это немодно сегодня звучит. Но неразумно отказываться от того, что дано природой. Надо просто перестать продавать только сырье и начать выжимать максимум добавленной стоимости. В этой же связи необходимо комплексное развитие нефтегазохимии, что мы и делаем, реализуя проект строительства в Тобольске комплекса по переработке полипропилена. В течение трех лет в него будет вложено около 2 млрд евро, есть перспектива кратного увеличения объема инвестиций и создания новых производств на базе Тобольского промышленного узла.
Следующий кластер - нефтегазовое машиностроение. Необходимо максимально качественно обслуживать нефтяную и газовую отрасли здесь, не отдавая эти заказы за рубеж, используя транспортные и налоговые преимущества. И это направление наиболее актуально для Тюменской области, в том числе через привлечение в регион новых крупных международных компаний. При этом мы не рассматриваем как вспомогательные и такие кластеры, как стройиндустрия, деревообработка и мебельное производство, рекреация и туризм, АПК и пищевая промышленность.
Чтобы все эти проекты заработали, нужны правильные цели, инструменты, люди. Поэтому на начальной стадии для разработки конкретных стратегий и проектов мы приглашали квалифицированных консультантов, которые в этом рынке работают давно: к примеру, документ по развитию лесной отрасли нам готовила финская компания «Яко Пури», логистики - немецкая компания «Транс Кэр». Не задача чиновника пояснять инвестору, куда стоит вкладывать деньги, а куда нет. Его самая важная задача - создать комплекс условий, чтобы деньги вкладывать было максимально комфортно и безопасно, и оказывать проекту всестороннюю поддержку. У нас почти 90% крупных проектов реализуются с помощью различных инструментов поддержки. Кто-то получает системные льготы по налогу на имущество, прибыль и транспорт, кто-то - субсидии, а кто-то - и то, и другое. Минимальный вариант «джентльменской вежливости» - предоставить инвестору земельный участок и проконсультировать по вопросам входа в регион.
Почему мы считаем важным уделять внимание предпринимательству? Потому что невозможно развивать индустрию, увеличивать инвестиции без предпринимательской инициативы. Ведь промышленность тоже двигают предприниматели. И любой крупный проект всегда связан с развитием малого предпринимательства. Это все взаимосвязано. Концентрировать усилия государства сейчас надо не на финансовой поддержке, а на пробуждении предпринимательской активности, предпринимательского духа населения. Деньги, когда они есть, раздать проще всего. Нужно стимулировать людей к тому, чтобы они занимались бизнесом здесь и сейчас, а для этого надо дать им знания и создать комплекс условий. Армию предпринимателей надо увеличить как минимум кратно. Мы привыкли, что зоотехника, врача, учителя государство должно подготовить, а предприниматели должны откуда-то взяться сами. Это - трагическая ошибка и системное заблуждение. Если мы хотим получить предпринимателя лояльного, грамотного и, не побоюсь этого слова, эффективного, его нужно готовить, и готовить качественно, масштабно, в том числе на основании долгосрочного государственного заказа.
Система подготовки кадров сильно оторвана от реалий экономики. Нужно, чтобы сами преподаватели проходили регулярную стажировку в той сфере бизнеса, знания о которой пытаются донести до учащихся, еще лучше, чтобы сами имели бизнес. Также нужно строить имидж и поднимать репутацию предпринимательской деятельности, создавать моду на предпринимательство.
Другая задача власти - давать большее количество возможностей для упрощения и удешевления бизнеса. На уровне региона это возможно в части предоставления земельных участков с подготовленной инфраструктурой либо компенсации затрат на ее подведение и технологические подключения. Надеюсь, эту задачу мы когда-нибудь решим.
Наконец, последний немаловажный аспект - как оценивать эффективность действий власти. Думаю, это надо делать не столько по формальным показателям вроде уровня ВРП или роста инвестиций в основной капитал, хотя для специалистов это крайне важно. Главное - чтобы люди жили на территории спокойно, достойно и счастливо. С этой точки зрения лучший - тот регион, где максимальное количество людей чувствуют себя счастливыми здесь и сейчас, где созданы комплексные условия для развития человеческого потенциала.
Подготовила Ирина Перечнева
Как сбалансировать экономику
Инструменты для реализации задач постиндустриального развития найдены, теперь нужно, чтобы они заработали, говорит губернатор Свердловской области Александр Мишарин.
- Задача региональной власти - поддержать активность экономики. Нам нужно не только вернуться на уровень 2008 года, но и пойти вперед. Если раньше мы акцентировали внимание на мерах антикризисной поддержки предприятий и населения, то теперь необходимо формировать новый промышленный потенциал, внедрять инновации, наращивать инвестиции в человеческий капитал. Все это должно компенсировать снижение темпов экономического роста в результате кризиса и сбалансировать экономику.
В этой связи я вижу несколько направлений, по которым предстоит работать региональной власти. Первое - диверсификация экономики. Изменение ее структуры является необходимым условием для решения амбициозных стратегических задач перехода на качественно новый этап развития и формирования экономики постиндустриального типа. Пути к этому я вижу в ускорении темпов развития высокотехнологичного сектора - машиностроения, связи, информационного обслуживания, науки. В конечном счете доля этого сектора в валовом региональном продукте должна вырасти с 17 до 22%. Механизм здесь - создание инновационных промышленных кластеров; высокотехнологичных производств, основанных на прорывных технологиях; научно-инновационных технопарков, инжиниринговых центров и центров трансферта технологий, проектных фирм, испытательных лабораторий, бизнес-инкубаторов. В наших планах - увеличение к 2020 году доли инновационно активных предприятий с нынешних 16 до 40%, а доли инновационной продукции - с 11 до 25 - 35% общего выпуска.
С точки зрения инфраструктуры важно найти решение транспортной проблемы: по скорости передвижения и транспортировки мы в разы отстаем от развитых стран. Появилось новое средство передвижения - пассажирский высокоскоростной (до 400 км в час) железнодорожный транспорт. Его развитие позволяет создать другое качество жизни. Мы говорим, что нам нужно объединить регионы. Представьте себе Большой Урал, объединенный таким транспортом, - мы будем находиться не более чем в часе-трех езды друг от друга.
Второе направление - мы безусловно должны работать над увеличением производительности труда, выходом этого показателя на среднемировой уровень. Третье - качественные изменения на рынке труда. У нас каждый третий житель области живет в моногороде. Чтобы сделать жизнь людей достойной, нам нужно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса: в следующем году мы рассчитываем создать в этом секторе не менее 30 тыс. новых рабочих мест.
В результате структура экономики Свердловской области к 2020 году будет приближена к структуре экономики развитых стран Европы. Я не оговорился. Средний Урал, обладая развитым военно-промышленным комплексом, высочайшим технологическим потенциалом, позиционирующийся как одна из главных промышленных площадок страны, может поставить себе такие задачи, и у нас есть все ресурсы, чтобы их решить.
Но для этого нужны новые инструменты. Прежде всего речь идет о привлечении инвестиций. Мы уже создали институты развития, такие как «Корпорация развития Среднего Урала», инвестиционный фонд. Сейчас идет организация индустриальных парков. Надеюсь, что в ближайшее время мы зафиксируем образование в Верхней Салде особой экономической зоны «Титановая долина». Я считаю, необходимо активизировать привлечение средств в рамках федеральных целевых программ. Мы принципиально иначе подошли и к позиционированию региона. Проведенная выставка «Иннопром-2010» показала, что этот путь правильный и мы его должны совершенствовать. Я надеюсь, что и в следующем 2011 году выставка станет важной демонстрацией инвестиционной привлекательности Свердловской области, в том числе возможностей нового сектора экономики.
Подготовила Ирина Перечнева