Притормози
Иллюстрация: Андрей Колдашев |
Способов фальсификации бензина, равно как и попадания его на приличные с виду АЗС, множество. Но какой бы ни была схема «бодяженья», в центре ее находится человек, который намеренно наносит вред
Ответы, на наш взгляд, можно ранжировать следующим образом. Владелец единственной АЗС вряд ли будет рисковать бизнесом. В случае франшизы вероятность есть, но тоже невелика. А вот нанятый человек легко пойдет на воровство, если есть такая возможность. А возможностей, отмечают специалисты, не счесть. Причем профессионалы рынка в частных беседах говорят: если воровать
Может быть, поэтому бензиновая розница в США и Европе все больше демонополизируется? Кровно заинтересованный частник эффективнее нанятого менеджера. Да и в российской экономике примеров того, как конфигурация «производство и транспортировка товаров и услуг — в руках крупного бизнеса, розница и обслуживание конечного потребителя — в руках малого» оказывается наиболее удачной, не счесть. Взять, например, «последнюю милю» в телефонии или компании, оказывающие коммунальные услуги.
На нашем рынке нефтепродуктов пока процесс обратный. Доли крупных сетевиков растут, частников — уменьшаются. Причем сети намеренно давят частника (к примеру, поднимая оптовые цены и не меняя розничных: свою маржу они получают и так, а частник, работающий только с розницей, загибается). Специалисты Ростехрегулирования, к слову, отмечают: в последнее время растет число случаев фальсификата именно в крупных городах. В числе прочих объяснение этому может быть такое: за пределами городов те, кто разбавляет бензин «ослиной мочой», потихоньку переводятся, оставшиеся — честные работяги. А в крупных городах все больше сетей…
Так, может, крупным оператором рынка стоит притормозить с развитием сбытовых розничных сетей (а процесс идет активно: и скупка, и раздача франшиз)? Бензиновые скандалы наносят немалый ущерб репутации компаний, бизнес которых в первую очередь сосредоточен не в рознице, а в опте и транспортировке. Не дать ли жизни частнику?