Гармония и алгебра
Александр Колотурский: «Мне некогда наслаждаться успехами и достижениями. Впереди — непаханое поле» |
Праздник длиной в год
В честь 70летия филармония в течение всего юбилейного года преподносит почитателям особые дары: в афишах — регулярно самые знаменитые имена, эксклюзивные проекты. Еще в феврале стартовал главный — «Расположение звезд». В серии концертов выдающихся музыкантов современности, друзей филармонии и ее давних партнеров, приняли участие Михаил Плетнев, Владимир Спиваков, Николай Петров, Борис Березовский, Гарри Гродберг, Андрей Гаврилов, Денис Мацуев, Юрий Башмет. Впереди встречи с Элисо Вирсаладзе и Наталией Гутман, а также грандиозный российско-французский проект «Осуждение Фауста». В осенней, кульминационной стадии юбилея оказался впервые проведенный в России Международный композиторский конкурс на создание детской симфонической музыки «Петя и Волк — 2006» и уникальный социокультурный проект «Эпоха Шостаковича», в котором принял участие экспрезидент СССР Михаил Горбачев.
Предмет особой гордости
Визитная карточка филармонии — Уральский академический филармонический оркестр (УАФО). Этот коллектив стабильно входит в число лучших российских, он единственный в Уральском регионе относится по европейской системе к классу «А». За дирижерский пульт становились великие музыканты, за 70 лет жизни оркестра его вслед за создателем Марком Паверманом возглавляли Валентин Кожин, Андрей Чистяков, Андрей Борейко. Сегодня управление в руках Дмитрия Лисса, известного в России и за рубежом дирижера, лауреата международного конкурса.
Симфонические концерты всегда событие в городе. Но при этом оркестр много гастролирует. Одно из последних достижений — участие в федеральном проекте Europalia Russia, Днях культуры России в Бельгии, где УАФО представлял страну наряду с оркестрами Валерия Гергиева и Михаила Плетнева. Контракт с продюсерской фирмой Les Productions Internationales d’Albert Sarfati предполагает еще более напряженный гастрольный график: в 2007 году оркестр примет участие в фестивалях, география которых — от Лиссабона до Токио. Ближайшие планы — выступления в городах Франции и Германии. А еще — вечер в парижском «Плейель», одном из самых престижных концертных залов мира. Свидетельством активного продвижения УАФО на мировой рынок стали и записи на CD, сделанные известными компаниями Warner Classics International и Mirare.
Искусство как бизнес
Недавние трудные для культуры и всей страны времена Свердловская филармония не просто пережила, но и сумела стать примером для подражания. Еще в 1998 году по итогам конкурса «Окно в Россию» первой в стране она получила титул «Филармония года», и сегодня, хотя турнир уже не проводится, попрежнему в лидерах. Заполняемость концертного зала стабильно превышает 90%.
Как это филармонии удается? Не размениваясь на шоу-бизнес (в центре внимания только высокая классика), в Екатеринбурге впервые в стране опробовали новые технологии менеджмента в сфере культуры. Филармония заручилась мощной поддержкой губернатора Эдуарда Росселя и крупного предпринимательства. Созданный еще в середине 90х Совет попечителей Благотворительного фонда (его возглавляет Владимир Черкашин, председатель правления Уральского банка Сбербанка РФ) — не просто светский клуб, здесь решаются серьезные задачи. Благодаря спонсорам осуществляются самые дорогие проекты, УАФО регулярно обновляет парк инструментов. Его оснащению могут позавидовать столичные коллективы (а концертмейстер играет на раритетной скрипке Бергонци).
У филармонии немало ноу-хау: сеть концертных филиалов по всей области, гибкая абонементная система, регулярные художественные выставки, уникальные фандрайзинговые программы. Работает и постоянно расширяется Лига друзей филармонии (сегодня она насчитывает около 17,5 тыс. членов).
Но почивать на лаврах здесь не собираются. У директора филармонии Александра Колотурского грандиозные планы: «Нет, пока мы не достигли потолка, нам есть куда развиваться. Разработана стратегическая программа на перспективу, филармонии будут строить новый концертный зал на 1,5 тыс. мест. Наша “скромная” цель — войти в мировое концертное пространство».