Молодые начинают и выигрывают

Молодые начинают и выигрывают
Альтист Максим Рысанов и дирижер Александр Сладковский

Альтист Максим Рысанов и дирижер Александр Сладковский репетируют знаменитый концерт Альфреда Шнитке, посвященный Юрию Башмету. Рысанова, кстати, прочат Башмету в преемники
Фото: Татьяна Андреева

М
узыкальный фестиваль Crescendo лаконично и внятно формулирует концепцию: представить новое поколение русской исполнительской школы. Вопрос — кому? — не возникает. Конечно, российскому слушателю: за рубежом этих музыкантов и так уже знают. В лихие 90е утечка наших талантов на Запад происходила по многим направлениям, музыкальное было едва ли не самым массовым. Известные музыканты обосновывались в Европе, уезжали целыми оркестрами, с семьями, увозили одаренных детей, получивших, однако, первоначальное музыкальное образование на родине. В последние годы происходит возвращение: когото Россия не слышала лет 15, как, например, недавно выступавшего в Екатеринбурге знаменитого дирижера Дмитрия Китаенко, а когото открывает для себя заново.

Замысел Crescendo принадлежит известному продюсеру, генеральному директору Российского государственного театрального агентства Давиду Смелянскому и формулируется им как «фестиваль наоборот». Обычные фестивали используют набор известных, раскрученных имен с небольшими вкраплениями начинающих, а тут — сплошь молодежь, плюс пара мэтров для солидности. Идея обрела конкретную форму, когда к делу подключился известный пианист Денис Мацуев, ставший арт­директром Crescendo. Для первого фестиваля он собрал своих однокашников по Центральной музыкальной школе, друзей из программы «Новые имена». Первый фестиваль провели в Москве в 2005 году, он получил большой резонанс и поддержку президента России. Тогда же было решено, что Crescendo будет ежегодно проходить в крупнейших городах страны. Выбор первого после столиц российского города Смелянский и Мацуев рьяно обосновывали на всех пресс­конференциях: в Екатеринбурге едва ли не лучшая в России филармония и суперпрофессиональный оркестр. В программе фестиваля Уральскому филармоническому (УАФО) действительно выпали сложнейшие нагрузки: за восемь дней пять концертных программ, четыре дирижера, множество репетиций. Боевое крещение получил и недавно созданный Уральский молодежный симфонический оркестр (УМСО).

Сферой музыки фестиваль не ограничился: поэтическое Crescendo представило молодых поэтов Москвы и Екатеринбурга, а в рамках театрального состоялись два необычных спектакля — саунд­драма «Морфий» московского театра «Et cetera» и обладатель «Золотой маски» Ballet Imperial знаменитого пермского балета с соло на фортепиано Дениса Мацуева. Успехом пользовался концерт, где к биг­бэнду Георгия Гараняна присоединились классические музыканты, любящие на досуге поиграть в джаз. В качестве почетных гостей выступили Михаил Плетнев и виолончелист Александр Князев. Последнему вместе с юной скрипачкой Аленой Баевой, которую ведущий концертов Святослав Бэлза назвал «царьдевицей» русской скрипичной школы, выпало открывать музыкальный форум в сопровождении УАФО под управлением Дмитрия Лисса. А Плетнев, который недавно объявил об окончании своей деятельности как пианиста, прилетел дирижировать уральским оркестром на концертезакрытии. Вместе с Мацуевыми они играли Листа, и дуэт двух мощных, абсолютно разных музыкантов стал и главной интригой, и бесспорной кульминацией феста.

В групповом портрете участников Crescendo много общих черт: средний возраст около 30ти, почти каждый — из музыкальной семьи, у всех за плечами многочисленные победы на международных турнирах, выступления на престижных европейских площадках и сотрудничество с известными дирижерами и музыкантами. Некоторые так и живут на Западе, хоть и гастролируют по всему миру, как например великолепный гобоист Алексей Огринчук, солист знаменитого королевского оркестра Concertgebouw (Амстердам). Его случай уникален: за рубежом высоко котируются наши струнники, пианисты, певцы, а вот исполнителей на духовых, забравшихся столь высоко, еще не было. Дружная команда прибыла из Лондона: пианистка Екатерина Апекишева, альтист Максим Рысанов, виолончелистка Кристина Блаумане и скрипач Борис Бровцын показали высокий класс камерного музицирования. Роскошным виолончельным звуком блеснул прибывший из НьюЙорка Борислав Струлев. В команде Crescendo появилось и более юное поколение: кроме Баевой, это баянист Айдар Гайнуллин — не просто виртуоз, но еще и автор музыки к спектаклям и кинофильмам («Эйфория»); виолончелист Сергей Антонов, победитель последнего конкурса Чайковского. Компанию инструменталистов разбавили два певца: солист Большого театр Михаил Казаков, пожалуй, самый качественный бас из поколения молодых певцов, и сопрано из Баку Динара Алиева.

Судя по рассказам участников фестиваля, первый выезд в глубь России принес им незабываемые впечатления: если до сих пор некоторые из них вполне комфортно чувствовали себя гражданами мира, то теперь появилось и ощущение сопричастности к родной земле. Российским поклонникам классической музыки явлена когорта исполнителей, идущих на смену знаковым фигурам XX века. Очевидно: тяжелые годы отечественной истории не смогли прервать великих традиций русской музыкальной школы. Что останется кроме сладкого послевкусия в сердцах меломанов уральской столице? Филармония дает надежду на новые встречи с полюбившимися музыкантами: более глубокие знакомства с ними запланированы в абонементе «Звезды Crescendo» уже в следующем сезоне. 


Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия