Борьба полов
Не заводите роман с эпохой — может плохо кончиться («Чонкин»)
Один из самых «возрастных» фестивалей России (старше «Золотой маски») «Реальный театр» за 18 лет существования сохранил присущую молодости способность чувствовать время, а значит, быть современным. Придуманный для того, чтобы отражать реальность театра, а через нее — жизни, он выполняет эту сложную задачу. Короткая ретроспектива: пятый «Реальный театр» (год 1999, фестиваль проводится раз в два года) имел преимущественно черную окраску — преобладали спектакли в духе «чернухи», бытовой и социальной. Действительно, время после «черного августа» многих застало врасплох и лишило уверенности в будущем. Шестой (2001): просветлело, но надежда на хорошую жизнь еще не проявилась, окрас серый. Седьмой (2003): театр растерян, ощущается отсутствие направления движения. Зато через два года ситуация абсолютно иная: восьмой фестиваль — экспериментаторский, смелый и яркий.
Нынешний, девятый «Реальный театр», стал самым активным, максимально спорным, одновременно очень личностным и социально озабоченным. Спектакли не о том, как выжить, а о том, как лучше жить. Постановки, которые отобрал для фестивальной программы его автор и единственный эксперт Олег Лоевский, отсмотрев около двухсот спектаклей по всей России, разные, самобытные, содержащие противоречия внутри себя и вступающие в конфликт друг с другом. Фестиваль выглядит эстетическим коктейлем: нынешнее искусство — реальный микст. Но есть вечная тема, через которую раскрываются все сферы жизни, а древние коллизии получают современное звучание, — это взаимоотношения полов.
Семейный бюджет
Как обычно, на фестивале господствовали классики. Вспомним других классиков — бытие определяет сознание. И прежде чем говорить о любви, поговорим о деньгах.
Реальная цена фестиваля резко возросла. За режиссеров и востребованные труппы российские проекты сегодня конкурируют с международными. Отсюда и иной уровень гонораров. Еще недавно театры, получившие приглашение на брендовый фестиваль, о гонорарах вообще не спрашивали, работали за кайф показать себя на новых площадках. Но у рыночной экономики есть своя справедливость. Наконецто творческий труд оценивается не только в децибелах аплодисментов, но и в рублях.
В Свердловской области, где фестиваль родился, вырос, откуда вышел на всероссийский уровень, на сей раз не нашлось средств, достаточных для отражения театральной реальности в полном объеме. Фестиваль разделился (для оптимистов — размножился). Впервые он получил транзитный характер: начался в Екатеринбурге, продолжился в Нижнем Новгороде. Удивительно, но в бывшем Горьком до сих пор не было крупного театрального фестиваля, зато там есть губернатор, который возглавил оргкомитет и выделил крупную сумму на латание духовной прорехи. В итоге уральский вариант сошел к региональному уровню, а волжский замахнулся на международный: в его программе плюс к общей части — театр Камы Гинкаса, Резо Габриадзе и другие.
Но унывать не пришлось. Обнаружились и у нас свои маленькие радости — в лице больших поклонников театра. Так, от бизнесмена, политика и мецената Анатолия Павлова после каждого спектакля вручались персональные денежные премии понравившимся артистам.
Слабый сильный пол
На «Грозу» я шла со страхом под названием «комплекс классики»: либо начнется тягомотное пробивание луча света в темном
Господствующая стихия «Грозы» |
«Грозу» Магнитогорского театра драмы в постановке режиссера Льва Эренбурга из Санкт— Петербурга уже прозвали спектаклемскандалом. Судите сами. Распространенное положение артистов — лежа на сцене, то есть на полу — для решения «полового вопроса». Первое появление милого сердцу Катерины Бориса — спиной к залу, стоя, под звук (извините, это не я придумала) долго и характерно бьющей струи.
Спектакль — могила для прописных истин школьного учителя. Никаких возвышенных чувств, в том числе и у главной героини, которая здесь главной не является и из общей массы не выделяется. Некоторые характеры столь далеки от привычных штампов, что даже не сразу понимаешь, кто есть кто. Где Дикой? Неужели эта навязчиво заботливая мамаша и есть страшная Кабаниха? Тихон совсем не жалкий, и потому его почеловечески жаль: пострадал хороший мужик от нелюбви собственной жены.
Расползающееся в противоположные стороны впечатление от спектакля удалось приструнить, когда я разделила его на два уровня: принцип и его воплощение. Формально спектакль очень силен. Режиссерские придумки великолепны, неожиданны, смелы и демонстрируют виртуозное владение различными театральными техниками. Масса увлекательных сцен, интереснейшее обыгрывание вещей: через одежду выражаются желания и отношения. Артисты профессионально выполняют жестко заданную режиссером задачу, иной раз работая на грани физических возможностей: балансируя на качающихся досках, окунаясь время от времени в Волгу — реальный бассейн с реальной водой. На таком спектакле не заскучаешь. Но вот сам режиссерский принцип, его физиологический подход (возможно, связанный с тем, что по профессии Лев Эренбург — врач, хирургчелюстник) у многих вызывал неприятие. Чувства ниже живота.
Но все решает результат. Посвоему интерпретировав практически все образы пьесы, отойдя от привычного обличения затхлого купеческого быта, спектакль создаеттаки ощущение темного царства, причем не позапрошлого века, а вполне теперешнего. Отвращение, которое порой вызывает происходящее на сцене, возможно, и есть то чувство, на которое рассчитывал создатель спектакля. Вот во что превращается жизнь, когда люди только пьют и хотят друг друга. Вот как выглядит со стороны женское царство, мир, где якобы заправляют женщины, потому что мужчины ослабели от алкоголя и духовной импотенции. Ничего достойного из рокировки силыслабости не выходит.
Противоимпульсная терапия
Но именно этот спектакль раскрыл заявленную в «Грозе» тему чувства как стихии, перед которой человек беззащитен. В глубине деревенского омута бушуют страсти. Имеющая все традиционные составляющие счастья (богатый муж, благородный поклонник, хороший сын, обеспеченное существование), главная героиня Наталья Петровна страдает. Не было в ее жизни настоящей любви. Ее любили, а она — нет. На ловца и зверь бежит: чувство налетает на нее неожиданно, выбрав неуместный объект — юного учителя. Будущее — невозможно. Страдают — все.
Сюжет распространенный, но театр для того и существует, чтобы в известных текстах и коллизиях отыскивать новые смыслы. Единственная, на мой взгляд, актуальная нота постановки — это противостояние чувства как импульса и чувства как долга. Сегодня в ранг эталона вводится чувствоимпульс. Но, как убедительно говорит герой пьесы Михаил Ракитин, есть вещи важнее любви. Постановка поднимает чувства выше живота, но и выше сердца.
Родился, крестился, женился, умер
Такова схема жизни человека. Спектакль единственного столичного гостя — Российского академического молодежного театра
Нелли Уварова читает лекцию о родах и похоронах «Правила поведения в светском обществе») |
Иногда схема существования и вовсе купирована: «родился — умер». Такова укороченная цепь жизни Гамлета. У Николая Коляды после себя («солнце русской драматургии», СРД — его самоназвание) два любимых драматурга: Шекспир и Гоголь. Этапные спектакли сделаны именно по их произведениям: «Ромео и Джульетта», «Ревизор», «Гамлет». Скоро начнется постановка «Шинели». Очевидно: как режиссер, во взаимодействии с чужими текстами, Коляда более свободен. Спаянность формы и содержания полная: крепче и круче СРД театральный раствор сегодня никто не замешивает. Кажущиеся излишества и чрезмерности — всегда оправданы. Формы много, но содержание от того только нарастает. В «Гамлете» новые смыслы не зачеркивают старые, а существуют рядом с ними.
По обычаю, Николай Коляда сам участвует в спектакле в роли неглавной, но действие скрепляющей. Тень отца Гамлета присутствует на сцене перманентно, связывая царство живых с миром мертвых, суету
Тень отца Гамлета (исполнитель Николай Коляда) — самый светлый образ спектакля |
Кстати, о критиках. Если первые опыты режиссерской техники Коляды ими громко развенчивались, то постепенно приходило привыкание, а с ним и понимание. Сейчас наступила стадия поклонения: это мы, критики, возможно, чтото недопоняли, но ему, гению (так Коляду в глаза сегодня называют все, это общее место), виднее. Но вернемся к гендерному срезу фестиваля: в «Гамлете» есть масса сцен, отражающих людскую похотливость и низменные желания, но он поднимается над разделением человека на две половины. Он о том, что равно волнует оба пола. Так что Гамлет вполне мог бы быть женщиной.
Роман с эпохой
Два спектакля фестивальной программы рассказали о личной трагедии через трагедию эпохи. Оба — музыкальные, оба — из Перми, оба замахнулись на эпопею: «Доктор Живаго» академического театра драмы и «Чонкин» Театра юного зрителя. И еще одна общая черта — одобрение авторской фамилии: идею первой постановки поддержал сын Бориса Пастернака; на премьере второй присутствовал сам Владимир Войнович.
…«Это что за село? — Красное. А сперва называлось Грязное». Несколько ироничных слов изпод пера Войновича, несколько задорных куплетов 30 — 50х годов — и нужная атмосфера создана. Модная клиповость постановки помогает сблизить времена, прошлое и настоящее, и уложить большой текст в три часа действия без потерь. Молодая энергия артистов ТЮЗа плещет в зал, тот отвечает взрывами смеха. Если бы фестиваль был конкурсом и вручал приз зрительских симпатий, он достался бы «Чонкину»: голосовали аплодисментами. Веселый получился спектакль о грустном.
Бесхитростная любовь Вани Чонкина и Нюрки разбилась под давлением внешних обстоятельств — как и сложные, переменчивые взаимоотношения Юрия Живаго и Ларисы. Режиссер Борис Мильграм осуществил рискованный эксперимент — мюзикл в драматическом театре, да еще по мотивам столь неоднозначного произведения, как «Доктор Живаго».
Для Перми, которая в последнее время активно самоидентифицируется как город Юрятин, выбор актуален. Ресурсы на постановку выделены немалые. Спектакль можно описать в цифрах. В нем занята вся актерская труппа, а также детский хор и 27 человек оркестра. Сшито 450 костюмов, подобрана тысяча мелких аксессуаров. На сцене установлено 12 тонн декораций. Интересно, что сам постановщик о романе высказался так: «Его невозможно пересказать, его невозможно прожить. Его даже дочитать невозможно». Я бы добавила: и досмотреть.
Роман с эпохой — он нередко имеет печальный исход. Надежнее и приятнее просто любить друга.