Чересчур свободный художник
Обычно художники молчат: говорят их картины. Но в эпоху всеобщего микста, смешения жанров и видов искусств, возникает соединение живописи и слова, когда вербальное высказывание становится немаловажной частью художественного. В екатеринбургском Музее изобразительных искусств открылась «говорящая» выставка Сергея Григорьева «Песочные часы для Рыбы». Впечатление производит сильнейшее. Даже Михаил Сажаев, не замеченный ранее в любви к собратьям по цеху, был потрясен, в чем и признался на презентации. Несколько залов, около сотни работ. Откровенные реминисценции (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм) — и совершенная самобытность. Выставка навязчиво философична, но это философия игры и игра в философию. Названия картин, пространные подписи к ним, авторские афоризмы на стенах соединяются в единое словесное полотно.Никто не расскажет о выставке лучше автора. Дальше — только его собственные слова, взятые не из интервью, а лексической части экспозиции. Штрихи словесного автопортрета художника Григорьева и его произведений.
«Както давнодавно друзья достали: “Эй, Пикассо, пиво где?”. Взял да и написал на визитной карточке: “Чересчур свободный художник Сережа Picasso из так называемого Царского села”. Получилось просто — память о великом маэстро жива».
«Философия без символизма не может существовать. Философия — это и есть символизм. Вернуться к двухмерности — прикоснуться к вечности».
«Слово “хорошо” какоето само по себе шероховатое. Хорошо бы обойтись во время общения без этого слова. Ощущать это не значит хорошо или плохо. Ощущать это просто ощущать. Лес на краю поля. Поле у кромки леса. Золотая дымка окутала диск солнца, или солнечный диск мерцает в утреннем тумане. Ну какая в сущности разница. Главное — это отношения есть или их нет. Дальше сами».
«Древние считали, что рыба — символ подсознательного. Красиво. Правда? Разговор рыб. — А что, рыбы умеют разговаривать? — Не важно, умеют разговаривать или нет, важно, что рыбы умеют слушать (не путать со слышать). Шесть образов Рыб. Ктото говорил, что у медали две стороны. А у Будды три лица. Сколько образов может принимать Рыба? Красиво сказано, жаль, что открытие опять не мне принадлежит. Хорошо хоть за нами остается право трансформировать или переосмысливать… это немало, главное, не перефразировать».
«Стога Клода Моне в момент всемирного потопа».
«Понтий. Хождение по мукам. Наказание наступает еще до преступления».
«Уж очень мы все серьезные».
«Строительство Пирамид. Нашествие Пирамид. Строить пирамиду, не строить — каждый должен решить сам».
«Портрет неизвестного. Или: если человечество не поймет живопись Модильяни — все пропало (шутка)».