Выбор приоритетов
В новых экономических условиях не только власть, но и бизнес, и население должны постоянно повышать конкурентоспособность.С 2014 года Тюменская область перестанет получать компенсацию выпадающих доходов от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Чтобы найти новые доходные источники, областной власти было дано четыре года. Как нарастить налогооблагаемую базу и сохранить конкурентоспособность региона, «Э-У» рассказывает губернатор Тюменской области Владимир Якушев.
— Утрата НДПИ — большая потеря для бюджета. Это ведь огромные деньги. При этом у нас серьезные обязательства, в том числе по исполнению указов президента. Один из источников — сворачивание инвестпрограмм по дорогам, газификации, строительству, потому что расходы на такие важные направления, как образование, здравоохранение и АПК сократить нельзя.
Почти триллион рублей был вложен в создание новых предприятий. Но больших налоговых отчислений сиюминутно они, естественно, не дадут. Чудес не бывает. Где-то нужно ужаться. Формирование бюджета — это всегда выбор приоритетов. Мы должны распорядиться финансовыми ресурсами так, чтобы не потерять позиции, которые нами завоеваны. Ошибаться нельзя. Уже идет подготовка бюджета на предстоящую трехлетку. Он будет весьма жестким.
Космодром строить не предлагали
— Владимир Владимирович, централизация НДПИ сделала разговоры о так называемой второй волне индустриализации в регионе еще актуальнее. До конца этого года в области планировалось открыть 15 новых заводов. В какой стадии находятся ключевые проекты — третья очередь Антипинского нефтеперерабатывающего завода, комплекс по производству пропилена на «Тобольск-Полимере»?— Если быть точнее, то срок — до конца этого года и первого квартала следующего. Все заводы будут построены, проекты реализуются по графику. Сбоев нет, несмотря на то, что запускаются очень сложные технологии. Я прежде всего говорю о комплексе по производству полипропилена «Тобольск-Полимер», где уже идут пусконаладочные работы. Если и возникают сложности, мы их оперативно устраняем.
— С запуском завода УГМК-Сталь в регионе появилась новая отрасль. Предлагают ли вам инвесторы реализовать другие нетипичные для территории проекты?
— Вы правы, с приходом УГМК-Сталь у нас появилась новая отрасль — металлургическая. Завод приступил к работе, обеспечен кадрами, определены направления сбыта продукции. Но строить космодром или выращивать бананы нам пока не предлагали. Инвесторы умеют считать деньги и должны быть уверены в том, что смогут построить предприятие, продукция которого будет пользоваться спросом, обеспечить производство местными квалифицированными кадрами, которые не придется готовить с нуля. Эти факторы всегда учитываются при разработке инвестпроектов.
В разных условиях
— Как вы оцениваете инвестиционную активность в муниципальных образованиях?— Одна из основных задач, стоящих перед муниципальными образованиями, — увеличение количества экономических субъектов, создание новых рабочих мест. У каждой территории есть свои успехи и недочеты. Не всегда инвесторы довольны реализацией проектов, но у местных властей уже сложилось понимание важности грамотного формирования инвестклимата. Более того, муниципалитеты начали конкурировать за инвестиции. Если соседний район предложит более подходящие условия для ведения бизнеса, глава может потерять не только новый проект, но и тот бизнес, который у него на территории уже несколько лет проработал. В рамках региона это не страшно. Хуже, когда из-за административных проволочек и неорганизованности проект замораживается или уходит в другой регион. Такие случаи единичны, чтобы совсем их исключить, мы плотно работаем с главами — они должны быть заточены на создание благоприятных условий для бизнеса.
— Местные управленцы могут быть очень эффективными, но бизнес вряд ли пойдет в территории, где нет инфраструктуры и человеческих ресурсов.
— Действительно, у территорий разный потенциал. Муниципалитеты, расположенные вблизи от федеральных трасс или Транссибирской магистрали, находятся в более выгодном положении. Когда речь идет о создании нового производства, транспортная инфраструктура имеет первостепенное значение. Предприниматель понимает, что себестоимость продукции возрастет, если ее придется везти еще 100 км до железной дороги. Поэтому тем, кто находится в стороне от транспортных артерий, развиваться сложнее. Это объективная реальность, и мы ее учитываем, когда думаем, как выстраивать экономические процессы в таких районах.
Не хотят напрягаться
— Еще одно ограничение — кадры. Оцените спрос на человеческий капитал в Тюменской области.— Это не только наша проблема — это российская проблема. И она существенно сдерживает темпы развития экономики. Дефицит кадров мы наблюдаем во всех отраслях — не хватает инженеров, рабочих, учителей, врачей. Есть серьезные трудности с притоком новых квалифицированных специалистов, желающих совершенствовать профессиональное мастерство: жизнь очень быстро меняется, новые технологии не дают стоять на месте. Где бы специалист ни работал, ему нужно много читать, следить за тем, что нового появляется в его профессии. У нас же в большинстве случаев модель поведения другая: чему-то научился, это обеспечивает доход — зачем развиваться дальше? И получается, что достаточно молодой человек, имеющий потенциал для роста, просто не испытывает такого желания. Я даже жестче скажу — не очень-то люди желают работать, не хотят напрягаться. Мы достаточно умная и толковая нация, но в силу разных причин в последнее время мы стали очень ленивыми. И пока мы эту лень не преодолеем, наша экономика и социальная сфера не будут развиваться так, как нам хотелось бы.
— Нужна конкурентная среда.
— Пока ее не будет, мы не получим высококвалифицированные кадры. Это должна не только власть понимать, но и руководители предприятий. Надо менять массовое сознание — повышать престиж рабочей профессии, ориентировать молодежь на работу в сфере реального производства, на получение новых специальностей. Конечно, надо говорить и про хорошие зарплаты и соцпакеты, про возможность улучшить жилищные условия. Все это очень важно. Но позитивное отношение в обществе к рабочему человеку — это тоже один из решающих факторов. Пока я не могу сказать, что это отношение стало более уважительным. Надо обязательно пытаться его изменить. Мы адаптируем программы обучения в профтехучилищах под современные требования, обсуждаем с вузами и работодателями, как готовить востребованных на рынке труда специалистов.
— А может, со школьной скамьи начинать? Как вы оцениваете уровень подготовки к учебному году и материальную базу в региональных школах?
— Школа и должна помогать сделать правильный выбор, понять, кем ты хочешь быть, к какой профессии у тебя тяга. Что касается готовности к началу занятий — она высокая. Завершаются работы по текущему ремонту в 473 школах, в 38-ми скоро финиширует капитальный ремонт. Кроме того, в предстоящем учебном году заработают новые здания учреждений образования: новоселье отметят 11 школ, 11 детских садов и один вуз — Ишимский педагогический институт. Самая большая школьная новостройка этого года — школа на 825 учебных мест в Третьем Заречном микрорайоне Тюмени. Всего в Тюменской области сегодня создана сеть из 969 образовательных учреждений всех уровней, в них работают 15,5 тыс. педагогов и учатся 259 тыс. человек. Кстати, в этом учебном году в первый класс пойдут 17 655 ребят — на 800 человек больше, чем в прошлом. Согласитесь, очень приятная новость.
Навстречу друг другу
— Известно, что в Тюменской области в ближайшее время будет серьезно модернизирована система аграрного профессионально-технического образования. У этой реформы есть противники?— Кадров для АПК нет. Необходимо строить аграрные училища нового типа, выпускники которых смогут трудоустроиться и производить качественный продукт. Для этого агроколледжи должны выполнять не социальную, а образовательную функцию. Их задача — давать учащимся востребованные профессии, а не просто обеспечивать молодым людям под видом учебы времяпрепровождение рядом с домом, как это сегодня происходит в большинстве случаев. В результате молодых специалистов зачастую приходится учить с нуля не только профессии, но и дисциплине.
Конфликты в ходе реорганизации создают не учащиеся, а отдельные преподаватели, недовольные происходящими преобразованиями. Конечно, тем педагогам, которые готовы к работе в конкурентной среде, опасаться нечего. Но для некоторых гораздо проще настроить учеников и их родителей против реформ. Будем на пальцах объяснять, что модернизация необходима.
— А как региональные аграрии чувствуют себя в условиях ВТО? Какие меры поддержки им необходимы сегодня?
— Пока последствий вступления нашей страны в ВТО никто не ощутил, как дальше будет развиваться ситуация — сказать сложно. Зарубежные производители приезжают и говорят, что у нас самая высокая закупочная цена на молоко. В Венгрии и Белоруссии, по их словам, они покупают дешевле. В общем, начинают поджимать. Но надо понимать, что от снижения закупочных цен пострадают сельхозпроизводители. Нужны дотации. При этом аграрии не вправе надеяться, что государство обеспечит им комфортное существование без всяких усилий с их стороны. Нет, это наши общие проблемы, и решать их мы должны вместе. Власть и производители сельхозпродукции должны идти навстречу друг другу. Если предприятия не начнут ставить во главу угла вопрос повышения качества продукции и производительности труда, а будут надеяться только на государство, то, конечно, они будут неконкурентоспособны на мировом рынке.