Не бей малого

Не бей малого Во всем мире крупные корпорации поддерживают малый бизнес. У нас - все наоборот. Что сделали холдинги в самый разгар финансового кризиса, когда банковская система не могла кредитовать экономику? Они перестали платить «малышам», которые много лет обслуживали их предприятия: поставляли детали, комплектующие, оказывали услуги. В результате сегодня 50% малых предприятий просто-напросто закрылись. Если так пойдет и дальше, мы лишимся малого предпринимательства в регионе.

Малый бизнес в России традиционно занимал две ниши. Первая - это продукты и услуги, рассчитанные на конечного потребителя. Конечно, кризис повлиял на этот сектор. К примеру, в Свердловской области в структуре торговли до 55% занимали промышленные товары и 45% - продовольственные. В условиях спада экономики (сокращения заработных плат, рабочих мест) люди стали меньше покупать промышленных товаров, стремясь хотя бы обеспечить себя продуктами питания. В результате соотношение перевернулось: более 60% оборота в торговле дает продовольственная группа, 40% - промышленные товары. Причем некоторые позиции, такие как мебель, автомобили, рухнули на 50%. Но это естественные, рыночные причины. А вот падение выручки предприятий производственной сферы кроме как произволом со стороны заказчиков объяснить нельзя.

Урал - промышленный регион, и вполне очевидно, что многие предприниматели находили ниши, ориентируясь на разнообразные потребности крупного бизнеса. Когда у металлургов и трубников начались проблемы, они стали искать схемы выживания. В первую очередь это сокращение персонала, вывод ряда производств на аутсоринг. Как правило, своим предприятиям, только что выведенным за пределы комбинатов, заказы еще оплачивали, а вот сторонних подрядчиков начали потихонечку «подвигать». В чем это выражалось?

Ряд холдингов в Свердловской области, в частности группа алюминиевых предприятий, предприятия Евраз Холдинга, выставили условие: поставляйте нам продукцию и услуги по ценам 2005 года, то есть фактически в убыток. Второй способ экономии - неоплата уже сделанных работ и заказов. От обязательств никто не отказывается, просто малому бизнесу говорят, что свои деньги, а это в среднем 5 - 7 млн рублей, ну максимум 50 млн рублей, он получит года через три. Логично предположить, что без этих средств, часть которых по цепочке должна перейти поставщикам и подрядчикам самих малых предприятий, они не проживут и года. Мало того, если у предпринимателя еще есть и кредиты в банках, дорога к ликвидации ему обеспечена.

Мы, комитет по промышленной, аграрной политике и природопользованию Свердловской областной думы, считаем, что власти надо вести жесткий диалог с крупными холдингами. Наш комитет давно начал обсуждать эту проблему с РСПП, с Союзом малого и среднего бизнеса, правительством Свердловской области. Нельзя пускать ситуацию на самотек, иначе мы просто обрушим малый и средний бизнес, который с таким трудом создавали последние 15 лет. Это же производственная сфера, туда и так немного желающих было идти. А восстановить этот сектор «с нуля» не получится: тут нужны опыт, знания, начальный капитал, наконец. Надо нам спасти этот спектр, спасти тех, кто еще жив.

Первый способ - сбивать их в ассоциации. Эти процессы уже пошли. Создаются ассоциации рестораторов, мебельщиков. Вместе легче выжить: объединившись по отраслевому признаку, они будут отстаивать свои интересы, выступать с общими предложениями. Второе - надо продолжать политику невмешательства в дела бизнеса без всякой причины и оснований всех кому не лень. Ограничение проверок - хорошая мера.

Третье - и региональной, и федеральной власти надо начать переговоры с владельцами крупных холдингов. Я считаю, они должны как минимум рассчитаться с теми долгами, которые есть. По контрактам до 1 млн рублей деньги отдать немедленно, по более крупным, до 10 млн рублей, - до нового года. И надо сказать, что понимание важности проблемы среди региональных менеджеров и собственников компаний мы находим. К примеру, именно такую позицию заняла ТМК. По небольшим контрактам ее структуры уже рассчитались, и сейчас подписывают договоры по реструктуризации на срок до полугода на крупные суммы. Они понимают, что эта задача государственного уровня. Такую же работу начал УГМК-холдинг.

Самая тяжелая ситуацию в области складывается с предприятиями Евраз Холдинга и алюминиевыми заводами. Причем предприниматели, которые решаются вернуть свои небольшие деньги через суд, получают их, но навсегда лишаются будущих заказов. Прецеденты есть. Как мне рассказал в приватной беседе один такой активный предприниматель, ему после судебного заседания сказали прямым текстом: будем работать с Украиной, но с тобой больше никогда...

Кризис рано или поздно закончится, поэтому надо принимать дальновидные управленческие решения. Не дело это - выживать за счет других. Не рыночный и не государственный подход.

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Кооператив «Большой Урал»

Нехорошая ситуация

с БОРу по сосенке

Окна роста

Пермский рай