Скрымтымным

Скрымтымным Фестиваль «Камва», в третий раз проведенный в Прикамье (см. «Латентные шаманы» , «Э-У» № 30 от 20.08.07), становится традиционным уже проявлением антиглобализма по-пермски и яркой приметой местного культурного ландшафта, ранее пустынного в летнее время. И снова «Камва» смогла удивить. Например, необычайной пестротой фестивального сообщества, в котором аутентичные фольклорные бабушки из далеких уральских деревень соседствовали с неформалами всех мастей, строгие ученые - со специфическими людьми из мира моды и fashion-индустрии, а представители концептуального искусства (этно-музыканты, художники-акционисты, перформеры) - с веселыми актерами и вездесущими журналистами. Благодаря колдовству удмуртского шамана Юри Кучырана, дождливая непогода первых часов «Камвы», хотите верьте, хотите нет, сменилась солнечным теплом ровно на несколько дней фестиваля.

В поисках нового синтеза

Полижанровый охват и событийность по-прежнему важны для главного идеолога «Камвы» Натальи Шостиной. Например, проект «Этномедиа»: выступления музыкальных групп, исповедующих микст народных инструментов, пения и электроники на фоне киноэкранных эффектов, когда весьма различный по качеству видеоарт почти всегда был согласован с экзотичным саундом. Или «Etnoparty», проведенная в более клубном формате. В итоге и екатеринбургский SAGE, и YARGA Sound System из Петрозаводска, и ижевская группа «ЭТО» с солисткой Лади Мари, и питерская «Макошь» добивались главного - погружения в атмосферу аудиовизуального действа, иногда с явным психоделическим эффектом.

Проект «Этномода» предложил дефиле, музыкальные инсталляции и боди-арт от молодых российских модельеров и дизайнеров в духе фольклорных и этнических мотивов. Рядом с изощренностью и буйной фантазией дерзких неофитов не померкла красота подлинных костюмов народов Прикамья из коллекции Пермского краевого музея.

Новое направление «Камвы» - театральное, и тут лидерство удерживал бурятский театр кукол «Ульгэр», показавший самобытные и, к слову, уже увенчанные «Золотой маской» постановки. «Поющая стрела» в пермском ТЮЗе и особенно сыгранный поздним вечером на берегу Камы ландшафтный спектакль «Небесный аргамак» (режиссер Туяна Бадагаева) заворожили цельностью. Подлинный дух древнего племени кочевников воскресал и в горловом пении Виктора Жалсанова.

Третий фестиваль предложил и некое осмысление процесса: в прекрасно изданном альманахе «Камва» разработка проблем этнофутуризма представлена в самых разных аспектах, а среди авторов - известный писатель Алексей Иванов, филолог-краевед Владимир Абашев, историк Георгий Чагин. Под занавес праздника на раскопках городища Анюшкар на Обве фольклористы и археологи во главе с Андреем Белавиным провели симпозиум «Проблемы сохранения культурно-археологического наследия в исторических ландшафтах Прикамья».

Роман с этно

Чем пермская «Камва» отличается от многих других российских фестивалей с фольклорным уклоном, к примеру, от того же «Славянского базара», определить нетрудно - абсолютно непопсовым форматом. Это сколь угодно смелые идеи и необычные сочленения традиционного с авангардным, только не набивший оскомину сувенирно-матрешечный стиль. Но вдохновляются этникой по-разному. Для представителей финно-угорской культуры, с которых собственно и начиналась «Камва», как и для других малых народностей, фольклор - вовсе не экзотика, а нечто свое, коренное, впитанное с молоком матери. Жизнь этих художественных архетипов в любом, самом современном обличье вполне естественна. Российских музыкантов вдохновляет интерес (трудно объяснимый лишь на первый взгляд) к иным культурам: ирландские жиги, индийский транс, мистический вой австралийского акустического музыкального инструмента диджериду, драйв африканских ритмов... И здесь нельзя не сказать о Сергее Старостине. Главный гуру отечественных этномузыкантов, фольклорист, певец, мультиинструменталист, он окунает русскую народную песню в немыслимые сочетания: с роком, джазом, электроникой (на этот раз он выступал в дуэте с перкуссионистом Марио Калдарару). И каждый раз мощной энергетикой и абсолютной естественностью Старостин дает урок молодым коллегам, вооруженным до зубов звуковым хай-теком. Его искусство - своего рода музыкальный камертон прошлых и нынешних пермских празднеств.

Адептов «Камвы», как и многих людей в мире, не оболваненных масс-культурой, волнуют сущностные вопросы этнической идентификации и национального самосознания. И выступают они против всеобщей нивелировки, стандартизации нынешней жизни, характерной для огромных мегаполисов. Но если европейские антиглобалисты протестуют всяческими пикетами и демонстрациями, то в Перми этот пафос направили в позитивное русло, «Камва» уже в третий раз создает праздник. Недаром важнейшие события фестиваля происходили на открытом воздухе и собрали большое количество публики, особенно масштабное ночное действо «Огни на Каме» и этнографический праздник в Хохловке.

Перспективы

По мнению наблюдателей, третья «Камва» удалась, хотя и обозначила некоторые проблемы. На фестивале почему-то не было самих пермяков, включая Шостину с ее интересными синтетическими проектами. Впрочем, организация подобного фестиваля - дело нешуточное, и все силы Наталье пришлось перебросить с творчества на администрирование. По словам лидера «Камвы», этот фестиваль дался сложно как никогда:

- Мы не профессиональная продюсерская группа, которая может поднимать международные фестивали. У нас работают волонтеры, даже нет офиса. По-хорошему подобный фестиваль делается в течение года, и в его организации принимают участие и официальные лица, и общественные организации, и финансирование идет на протяжении всего периода подготовки. В 2006 году я поставила себе цель - три фестиваля, и сейчас после «Камвы -2008» сказать, что будет дальше, пока не могу. И тут дело даже не в деньгах, а в отношении.

Ясно, на что сетует Шостина, - внимания со стороны официальных структур «Камве» не хватает. Что касается финансовой стороны, то крупный масштаб третьего фестиваля был обеспечен также отнюдь не бюджетными деньгами. Кстати, забежав по совету знакомых в офис главного партнера фестиваля Экопромбанка, я буквально остолбенела от непривычности интерьера: не безликая контора, а просто какой-то музей современного искусства. Грамотный колористический дизайн, на стенах - картины российских художников-этнофутуристов, к примеру, Павла Микушева, в нишах - стильная керамика пермских художниц Инны Роговой и Натальи Корчемкиной. И даже ярко-зеленый газончик в высокой каменной нише при входе - свидетельство непровинциального вкуса. И в этом контексте спонсирование «Камвы» выглядит уже не случайной акцией, а продуманной благотворительной политикой.

Судя по всему, в фестиваль начал серьезно вкладываться и пермский туристический бизнес. Ход мыслей правильный: этника и world-music бешено популярны во всем мире, «Камва» по всем показателям попадает в главные тренды, а значит, на этом можно и нужно зарабатывать. Вот только когда в Пермь потянутся толпы иноземных туристов - большой вопрос. Всем нашим российским (не только пермским) реалиям остро не хватает развитой инфраструктуры: приличных гостиниц и хороших дорог, привычного уровня комфорта и безопасности, и еще много чего другого. Признаем: «Камва» имеет отличные перспективы концептуального развития, если только не замкнется на тусовке узкого круга гостей, приятных взору и душе организаторов.

Скрымтымным - языков праматерь.
Глупо верить разуму, глупо спорить с ним.
Планы прогнозируем по сопромату,
но часто не учитываем скрымтымным.

Андрей Вознесенский

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия